Как корреспондент "Вечерки" кондуктором в трамвае работала

Корреспондент "Вечернего Барнаула" Анастасия Бейфус попробовала себя в роли кондуктора

Своими впечатлениями от этой профессии, она делится на страницах газеты. Предлагаем нашим читателям также ознакомиться с ее материалом.

Будильник непривычно звонит в 5.30, извещая о том, что через полтора часа нужно быть на рабочем месте. Опаздывать нельзя, ведь трамвай ждать не будет.

Сегодня корреспондент "Вечёрки" сменила профессию, став на один день кондуктором в городском электротранспорте.

Основная задача на утро – одеться по-кондукторски: никаких каблуков и платьев – удобство превыше всего. Теперь главное – не опоздать в депо, где мне предстоит знакомство с новой работой и инструктором.

И ни минутой позже

В депо за мной закрепили наставника – кондуктора Наталью Петрову, которая за шесть лет постигла не только азы профессии, но и научилась всем ее премудростям. За несколько минут до отправления трамвая в рейс она вкратце рассказывает о том, как пройдут наши ближайшие часы.

- В один конец мы движемся примерно час двадцать – час двадцать две, – объясняет Наталья Пармёновна. – Поэтому за рабочий день мы сделаем четыре полных рейса и возвратимся в депо в 20.07. После двух полных рейсов у нас будет обеденный перерыв, во время которого необходимо сдать основную выручку и оставить в сумке только несколько сотен разными монетами и купюрами. За день нужно продать 630 билетов, но не переживай – это вполне реально. Кстати, если возникнут трудности с запоминанием пассажиров, обращай внимание на одежду: сейчас пока лето, все одеваются ярко – это помогает, ну и на руки смотри – многие в руках билеты держат.

На часах 7.32, и вагон 3178, идущий по маршруту № 7 "Депо № 3 – Кордон", отправляется со своей конечной станции строго в обозначенное время.

Пока ехали до первой остановки, на которой в вагон вошли четыре пассажира, Наталья Пармёновна рассуждала о нелегкой работе кондукторов… в автобусах.

- Там же водители гоняют как сумасшедшие, да и рельсов нет – перестраиваются как душе угодно… А у кондуктора нет возможности постоянно держаться за поручни или спинки сидений. Вот им намного сложнее, чем кондукторам электротранспорта. Хотя и у нас есть свои сложности. Несмотря на то что большая часть коллектива давно сложилась, есть ротация – приходится новичков обучать, а они потом не остаются на постоянку.

Пока кондуктор обилечивала первых пассажиров, я смотрела в окно и изучала названия улиц и остановок – раньше в этих краях мне бывать не приходилось…

- Остановки изучаешь? – спрашивает моя внимательная наставница. – 7-й маршрут когда запускали, нам пришлось учить все остановки, потому что на пути следования трамвая находится много больниц, в которые приезжают иногородние жители, не знающие Барнаула. Нам по долгу службы нужно знать все остановки и крупные объекты, вплоть до их адресов, чтобы подсказать пассажиру.

Каждому свое

С кондуктором мы договорились так: до Кордона она работает – я наблюдаю и учусь, а на обратном пути в депо я становлюсь распорядителем и билетиков, и сумки с деньгами.

Пока работает мой наставник Наталья Пармёновна, я, удобно устроившись на сиденье, наблюдаю за всем происходящим в трамвае. Картины, открывающиеся взору журналиста, пока еще беспечно катающегося в трамвае, впечатляют и иногда веселят. В хвосте вагона миловидная девушка годов 20 от роду, уронив монеты, приготовленные для оплаты проезда, смачно выругалась матом. Хромающая бабуля с авоськой в руке, заходя в вагон и наступив парню на ногу, безапелляционно изрекла: "Сам виноват". И проследовала вглубь вагона "выбивать" себе место. В то время, пока на задней площадке бушевали страсти, середина вагона мирно досматривала сны, прерванные настырным утренним будильником. Мужчина, по внешнему виду явно относящийся к касте белых воротничков, повис на поручне. Склонив голову на руку, он дремлет и самозабвенно похрюкивает – до места работы ему, видимо, долго ехать – успеет выспаться. Утренний трамвай он такой – у каждого свои дела. У меня же была четкая миссия – следить за ловкими движениями своей наставницы. Наблюдая за тем, как она забирает денежки и взамен отдает пассажиру билет, я думала, что нет ничего проще. Так казалось ровно до тех пор, пока мои пальцы не пережала резинка с катушкой билетов, а на плече не повисло 3 кг монет.

Миссия невыполнима?

Напомню, что маршрут № 7 трамвай проходит за час, и это время кондуктор проводит на ногах! Все бы ничего, да только вагон не стоит, поэтому кондуктор должен приноровиться к ритму трамвая, чтобы не бултыхало из стороны в сторону. Опытные кондуктора легко справляются с задачей, а я, к сожалению, не смогла овладеть этим искусством, поэтому плясала как могла, чтобы не упасть.

Пробираться сквозь толпу не слишком приветливых пассажиров – еще одна миссия, и тоже не из легких. А уж когда выдашь сдачу рублевыми и 50-копеечными монетами, некоторые пассажиры так взглядом испепелят, что чувствуешь за собой вселенскую вину. Однако мне посчастливилось этого избежать – крупные разменные монеты в сумке еще были.

Время в пути, надо сказать, проходит незаметно. Кондукторам помимо того, что нужно обслужить пассажиров, необходимо заполнять ведомости о количестве проданных билетов, пересчитывать деньги, успевать раскладывать купюры и монеты по разным отделам для своего удобства – и все это во время движения транспорта.

Моя небольшая по времени кондукторская деятельность оказалась небогатой на события, но впечатлений хватит надолго. Причина в профессионализме, а точнее, в его отсутствии.

Высшая математика

Если сказать, что пассажиров я обслуживала неспешно, – это не сказать ничего: я это делала катастрофически медленно. Ну и, конечно, нельзя не упрекнуть госпожу Фортуну, которая в то утро поворачиваться ко мне лицом была не намерена. Мало того, что пассажиров с проездными было крайне мало (один к семи примерно), так еще вдобавок вошедшие протягивали мне исключительно 100-рублевые купюры – для кондуктора-новичка это та еще головоломка. Чтобы вручить билет и 85 руб. сдачи, моей наставнице потребовалось бы не больше 30 сек., я с этой задачей справлялась несколько минут – пока ехали от одной остановки к другой. На ул. Матросова в вагон зашла молодая пара, юноша протянул мне 100 руб. и сказал: "Два". В этот момент у меня будто отключился разум, и я начала судорожно соображать, сколько же должна дать сдачи: "100 минус 15 – это 85, и еще минус 15 – это…". Мои невообразимые усилия прервала Наталья Пармёновна.

- Ты должна сдать 70 руб. и погасить билет, – инструктирует она меня.

- Вы извините, что так долго вас обслуживаем. Это журналист, она испытывает на себе работу кондуктора, – говорит Наталья Пармёновна, обращаясь к пассажиру, начавшему уже недовольно фыркать.

- Теперь все понятно, а то думала, почему кондуктор в туфлях, а не в сланцах, как обычно… – вступила в диалог незнакомая пассажирка.

Залившись от стыда пунцовым цветом, я отсчитала семь десятирублевых монет и погасила два билета. Осознав свою никчемность как кондуктора, я поняла, что каждый должен заниматься своим делом, и сняла с плеча сумку с деньгами.

Теперь я с глубоким уважением отношусь к работе кондукторов, испытав на собственной шкуре все тяготы этой профессии. И только сейчас осознаю значимость призывов в общественном транспорте "Заранее готовьте разменную монету", поэтому с крупными купюрами в трамвай я теперь ни ногой…

P. S. За помощь в организации поездок редакция газеты "Вечерний Барнаул" благодарит директора МУП "Горэлектротранс" Александра Семыкина и кондуктора Наталью Петрову.

Читайте полную версию на сайте