Фильм Никиты Михалкова "Солнечный удар" назвали "Русским "Титаником"

Фильм Никиты Михалкова "Солнечный удар" назвали лучшим произведением режиссера со времен "Утомленных солнцем". Картина стала кинособытием сезона. Практически все критики сходятся во мнении, что фильм получился интересным и неожиданным.

"Солнечный удар" оказался очень актуален в связи с событиями на Украине, уверен известный актер Михаил Пореченков. "То, что он объединил „Окаянные дни“ и „Солнечный удар“ — замечательный ход. Ведь „Окаянные дни“ — одно из немногих произведений, которое говорит о геноциде, который продолжается и по сей день. Никто об этом больше не говорит. Геноцид еврейского народа признали, армянского — признали; а геноцид русского народа не признают, хотя он продолжается на Украине, и может прийти сюда", — рассказал Пореченков Ленте.ru. "Картина выходит вовремя не потому, что ее задумывали к этому времени, а потому, что есть какой-то всеобщий глобальный разум, который все вот так правильно подводит и расставляет. Эта картина — предупреждение, чтобы такие события не повторялись в нашей стране. Война — это всегда плохо. Как бы мы ни крутили, за что бы она не велась. Всегда, когда гибнут люди — это плохо, отвратительно. Особенно если гибнут дети — это вообще катастрофа. Картина Никиты Сергеевича нас просто предостерегает от этой катастрофы, а дает понять, что мы стоим на краю, а лапка-то соскальзывает", — добавил артист.

Владимир Рутковский в "Снобе" пишет, что "фильм идеально выдерживает горько-сладкую ноту ускользнувшего, утраченного, недоговоренного, звучащую только в лучших ретророманах". Либеральное издание, публицисты которого обычно соревнуются в том, кто смешнее покритикует Михалкова, на сей раз отдает дань несомненному таланту маэстро. "Мало кто из режиссеров так же свободен в обращении с материалом — любым, сколь угодно трагическим. Михалков озорничает и шалит, даже с наступлением на экране окаянных дней, а уж на речном пароходе 1907 года хулиганит от души. Никто бы больше не решился на такой отчаянный и сентиментальный эпизод, как погоня за шарфом, унесенным ветром-разбойником, у Михалкова же выходит легко и бесстыдно", — продолжает Рутковский.

Несомненной удачей фильма стал подбор актеров. Главные роли сыграли молодые таланты — Мартинс Калита из Латвии и Виктория Соловьева из Донецка. Традиционно для Михалкова тщательно прописаны второстепенные персонажи, которые составляют фон основной истории — воспоминаний сломленного белогвардейского офицера о его случайной любви, случившейся в мирном и уютном 1907 году.

Михалкову удалось сохранить верность себе. Вот как характеризует роль автора в фильме директор "Мосфильма", режиссер Карен Шахназаров: "Самое главное, что отличает большого художника — свой собственный стиль, своя манера и интонация. В этом смысле это очень михалковский фильм. Именно поэтому мне кажется, что он удался. Потому что сохранить свой стиль, свою интонацию — очень сложно. „Солнечный удар“ — это тот случай, когда знаешь, что даже если убрать титры, будет понятно, кто автор этого произведения". "Больше всего в фильме „Солнечный удар“ мне нравится та манера, в которой режиссёр ведёт рассказ, как описывает „болевые точки“. Мне понравилось, что в фильме нет назидательности и навязчивости, которая может раздражать противников. Я имею в виду моральный и идеологический, политический смысл. В фильме отражены идеи, которые тревожат Михалкова. Темы мундира, чести, доблести, любви — как к женщине, так и к своей стране. Я считаю, этот фильм очень полезен молодёжи, и он ей понравится, так как режиссёр не навязывает свою точку зрения, — рассказал „АиФ“ дирижёр, народный артист СССР Юрий Башмет. — Думаю, зритель этот фильм примет, потому что он в высшей степени качественный, гениальный. Ведь можно создать прекрасный продукт, но, если в картине нет крыльев любви, тогда такой гениальный фильм не получится. В „Солнечном ударе“ чувствуется полёт души Михалкова. Автор достиг совершенства в своём языке и в своей профессии. Я его искренне поздравляю".

Режиссер Глеб Панфилов в интервью "МК" выразил уверенность, что Михалков снял очень современное кино: "Я не берусь говорить за всех, разумеется, но то, что сегодня происходит в нашей жизни очень каким-то внутренним образом связано с тем, о чем речь идет в фильме. Эта картина очень впечатляет сегодня именно потому, что мы еще не пережили переход от СССР к демократической России. Мы в процессе. У каждого очень много и иллюзий, и переживаний, связанных с этим. Фильм касается этих болевых точек, этих сторон нашей жизни. Я могу сказать, что Михалков сделал очень современную картину, очень нужную".

С ним согласен продюсер Иосиф Пригожин: "Я бы не хотел оказаться в такой ситуации, в которой оказался поручик. Я бы не хотел оказаться в том состоянии, когда я бы стоял и удивленно задавал сам себе вопрос: как все это могло случиться? Нужно иметь смелость действовать, принимать решения. Мы каждый день стоим перед выбором". Киноэксперт Антон Долин, который известен критическим отношением к Михалкову, так отзывается о "Солнечном ударе" в своем блоге: "Суть фильма проста и прозрачна, она формулируется в двух словах: русский „Титаник“. История мимолетной любви на корабле и кораблекрушение в финале, означающее всемирный потоп, конец света и наказание за грехи. Цельная структура и внятная мысль, с которой трудно поспорить".

В "Солнечном ударе" Михалков задает еще один вечный вопрос, который норовит встать в один ряд с хрестоматийными "Что делать?" и "Кто виноват?": "Как все это случилось?". Владимир Рутковский пишет: "Ответа на „Как все это случилось?“ мы не получим; не считать же убедительной версию глобального солнечного удара. То, на что легко списать жар тела, лихорадочный адюльтер, неприменимо к глобальному катаклизму, переломавшему мир сто лет назад. Это какая-то даже глупая идея. Но такая залихватская! Все беды и радости — от куража, от солнечных бурь, горячей страстной крови. Заканчивается плохо, но разве это значит, что не стоило начинать?".

В своей картине Михалкову удалось удержаться от окончательных определений. Революционеры Бела Кун и Роза Землячка показаны не монстрами, а людьми. "Эта горячечная террористка в исполнении Мириам Сехон так хороша, что понятно, отчего неуклюжий венгр смотрит на нее, распахнув рот и приговаривая: "Богина!", — отмечает Рутковский.

Отлично подобрана и музыкальная тема. "Музыка в фильме играет особую роль. Потрясающие темы, которые, мне кажется, могут войти в этот репертуар. Один этот вальс потрясающий, когда юнкер на коньках танцует среди белогвардейцев, своих товарищей. Это просто шедевр. Вот эти сказочные сцены с этим шарфом. И главные темы любви. Я уже не говорю о теме, которая лейтмотивом проходит. Лейтмотив этой любви", — восхищается певица Валерия.

Читайте полную версию на сайте