Чиновник по защите прав женщин может появиться в РФ

В Общественной палате считают, что права женщин нуждаются в дополнительной защите

В России предлагают учредить должность уполномоченного по правам женщин при Президенте РФ. Соответствующее обращение к главе государства подготовил член комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по трудовым отношениям, социальной политике и качеству жизни граждан Сергей Марков (копия письма есть в распоряжении "Известий"). "Необходимость создания должности" он объясняет тем, что "в России до сих пор остро стоит вопрос ущемления прав и свобод представительниц слабого пола", а "в условиях непростой экономической ситуации эта проблема приобретает особую актуальность".

Комментируя свою инициативу, Марков отметил, что женским омбудсменом, по его мнению, должна стать "женщина, обладающая жизненным опытом".

— Должность мог бы занять кто-то из женщин-депутатов Госдумы. Например, это может быть Ольга Баталина (председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, в феврале возглавила рейтинг перспективных публичных политиков ИСЭПИ – "Известия"), — сказал Марков.

В обращении президенту Марков в качестве примеров дискриминации и несоблюдения прав женщин приводит предложение Минтруда рассчитывать накопительную часть пенсии по гендерному признаку (по этой методике размер накопительной части пенсии женщин при прочих равных стал бы меньше, чем у мужчин, примерно на 20%) и предвзятое отношение работодателей к соискателям-женщинам.

— К тому же, по данным из регионов, в том числе и столицы, тысячи женщин продолжают сталкиваться с невыплатой работодателями пособий по беременности и родам, уходу за детьми до полутора лет, — отмечает Марков.

Он также пишет, что "в СМИ регулярно появляются публикации, излагающие всё новые факты о том, что российские женщины подвергаются домашнему и уличному насилию или обманным путем продаются за рубеж в качестве секс-рабынь".

— Считаю, что это происходит из-за того, что правоохранительные органы не ведут в полной мере работу по профилактике этих очень латентных по своему характеру преступлений и недостаточно учитывают особенности психологии потерпевших — женщин, — отмечает Марков.

В заключение обращения президенту он пишет, что для решения пласта "проблем сугубо женского характера" "необходимо выработать программный подход на федеральном уровне", в связи с чем считает "учреждение в России должности уполномоченного по правам женщин при президенте РФ вопросом бесспорной и неотложной необходимости".

В восьмом периодическом докладе Российской Федерации о выполнении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин за 2014 год в перечне "имеющихся проблем" указаны "вопрос о возможности принятия закона о гендерном равенстве"; "работа по снижению материнской смертности, абортов, расширению доступности и повышению качества медицинских услуг для женщин, в том числе проживающих в сельской местности"; "работа по обеспечению доступности дошкольного образования для детей в возрасте от полутора до семи лет и созданию условий для совмещения женщинами семейных обязанностей с профессиональной деятельностью"; "работа по законопроекту в сфере профилактики семейно-бытового насилия, формированию системы оказания всесторонней помощи и развития необходимых социальных услуг для женщин, детей, а также мужчин — виновников семейно-бытового насилия".

Писательница Мария Арбатова поддержала идею учреждения женского омбудсмена и рассказала, что в других странах уже существуют структуры, которые решают проблемы женщин.

— Например, в Швеции есть министерство равноправия. Помимо женщин, оно занимается также защитой людей нетрадиционной сексуальной ориентации, "цветных" и т.д. Этому министерству, кстати, сдают отчеты частные организации, где должны подтверждать, что средняя зарплата женщин не меньше, чем у мужчин, ну и по другим категориям. А если человек претендовал занять какую-либо должность, его не взяли и он считает, что его дискриминировали, можно пожаловаться в министерство равноправия. Если жалоба будет признана обоснованной, организация получит колоссальный штраф, — рассказывает Арбатова.

По ее мнению, права женщин в России нарушаются повсеместно.

— Порядка 13 тыс. женщин ежегодно погибают от домашнего насилия. На рынке труда терпят дискриминацию как молодые женщины фертильного возраста, так и женщины в возрасте, потому что ими сложно грубо командовать. Не налажена работа правоохранительных органов по изнасилованиям — только 2% дел доходят до суда, а 8 из 10 изнасилованных школьниц пытаются покончить с собой, не выдерживая психологического давления, — рассказывает Арбатова.

По ее словам, есть серьезные проблему и с участием женщин в управлении, как на региональном, так и федеральном уровне.

— Женщины практически не допущены к решениям во власти. У нас только два губернатора-женщины. В федеральных органах власти женщины есть, но, например, на заседаниях правительства они в основном молчат, — сетует Арбатова.

Первый зампред комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Косткина считает, что основной задачей женского омбудсмена должна стать экспертиза законодательства на предмет дискриминации.

— Работа в этом направлении идет, здесь большую роль играют общественные организации, но нужен комплексный подход, — говорит Косткина.

Она отметила, что в России "очень много делается" для ликвидации дискриминации женщин.

— Например, на законодательном уровне запрещено указывать в вакансии пол и возраст для кандидата, — замечает Косткина.

Председатель всероссийского движения "Матери России", член комитета Совета Федерации по социальной политике Валентина Петренко предположила, что пост женского омбудсмена может занять кто-либо из лидеров женских общественных организаций.

— У нас много женщин, которые всю жизнь занимаются проблемами семьи, женщин и детей. Например, Екатерина Лахова (депутат Госдумы I, II и VI созывов, в 1993–1995 годах лидер думской фракции "Женщины России", в 1996 году основала Общероссийское общественно-политическое движение женщин России. — "Известия"), — предложила Петренко.

По ее мнению, учреждение должности женского омбудсмена может быть поводом к дискуссии о необходимости уполномоченного по правам мужчин.

— Мужское здоровье, например, требует особого внимания, и это тоже специфический вопрос. Думаю, было бы корректнее создать отдельное министерство по делам семьи и детства — сейчас этими вопросами занимаются порядка 30 разобщенных ведомств, — говорит Петренко.

Замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин скептически отнесся к предложению, назвав его "странным".

— Оно исходит из того, что если учредить новую должность, то проблема начнет решаться. А вопрос тут не в этом, а в том, готово ли общество меняться. У нас уже есть уполномоченные по правам ребенка, по правам предпринимателей. А еще есть много проблем, например, у инвалидов, у пенсионеров — для них тоже нужно создать омбудсменов? Тогда у нас будут сплошные уполномоченные, но от этого на практике ничего не изменится, — считает Макаркин.

Политолог заметил, что решением проблем женщин вполне может заняться уполномоченный по правам человека, для чего "нужно укреплять этот институт".

Читайте полную версию на сайте