В российских школах появятся уроки музыки нового типа

Вместо лекций учащимся 1-4 классов предложат занятия в игровой форме

С 1 сентября Министерство культуры РФ планирует внедрить в школы уроки музыки нового типа, на которых будут сочетаться рассказы о музыке с применением современных технологий и мультимедийных пособий, пение в хоре, а также игра на музыкальных инструментах. Пробная программа дополнительного образования для учащихся 1–4 классов под названием "Основы музыкальной культуры" будет введена в нескольких общеобразовательных школах России. Об этом "Известиям" сообщили в Минкультуры.

— Задача программы — сделать музыкальное направление допобразования в школах действительно музыкальным. Только рассказами о музыке современных детей трудно заинтересовать, поэтому главная задача — уйти от лекционных занятий, сделать уроки музыки живыми и интересными, чтобы дети на них музицировали, активно действовали, видели результаты своего обучения. В настоящее время такие уроки, как правило, не направлены на практические умения детей, а преобладающим жанром является монолог учителя или беседа с классом по заранее написанному сценарию, — подчеркнули в ведомстве.

В программу, разработанную Институтом развития образования в сфере культуры и искусства (РОСКИ), вошли четыре предмета: "Музыка и окружающий мир", коллективное музицирование (хоровое пение), коллективное инструментальное музицирование и основы игры на инструменте.

Как пояснила "Известиям" генеральный директор РОСКИ Ирина Домогацкая, "Музыка и окружающий мир" — это урок, во время которого в доступных игровых формах детей будут знакомить с музыкальными произведениями, а также обучать основам музыкальной грамоты.

Разработано также мультимедийное приложение к предмету "Музыка и окружающий мир". Оно содержит раздел "Музыкальная география" — виртуальное путешествие по странам мира, в ходе которого происходит знакомство с их музыкальной, а также танцевальной культурой. Приложение будет записано на компакт-диск, поэтому учащиеся смогут пользоваться им во внеурочное время.

Основы игры на инструменте ученики должны будут посещать индивидуально. Предмет подразумевает знакомство ребенка с азами игры на выбранном по его желанию музыкальном инструменте. В соответствии с программой, на занятия отводится один час в неделю.

Программа не будет вводиться в школы в обязательном порядке, поскольку во многих учебных заведениях могут не найтись специалисты, способные преподавать, например, основы игры на инструменте. По словам Ирины Домогацкой, есть два пути решения проблемы нехватки кадров.

— Первый — обучение школьных преподавателей музыки на курсах повышения квалификации. Второй — сетевое взаимодействие общеобразовательных и музыкальных школ и детских школ искусства (ДШИ), у которых есть опыт работы с детьми общеобразовательных школ. Мы планируем опробовать подобные формы работы в рамках пилотного проекта, — сказала Домогацкая.

Директора школ по-разному относятся к идее Минкультуры. Так, директор Мценской школы №1 Татьяна Шалимова уверена, что во внеурочных занятиях музыкой нет необходимости, поскольку в образовательной программе есть обязательные уроки музыки.

— В них входят и теоретические вопросы, и хоровое пение, и прослушивание музыки. Кроме того, в городе работает школа искусств, и вопросами специализированного музыкального образования занимается она. Мы не видим необходимости нанимать дополнительных педагогов по музыке, а внеурочные часы у нас заполнены как положено, — заявила Шалимова. 

Директор школы № 422 "Перово" Наталья Щеголева одобряет идею введения программы, однако считает, что в ходе ее реализации могут возникнуть финансовые сложности.

— Нанимать преподавателя для индивидуальных занятий музыкой в рамках нашего финансирования не получится. Это означает, что придется реализовывать программу на платной основе. Дополнительные уроки музыки — это прекрасно, но процесс, я боюсь, остановят серьезные организационные проблемы, — сказала Щеголева.

Директор школы также отметила, что зачастую оказывается трудно набрать желающих в группы для внеурочных занятий музыкой.

Сотрудница Московского Городского методического центра Лариса Чуракова уверена, что низкий интерес к дополнительным занятиям музыкой в общеобразовательных школах во многом связан с пожеланиями родителей.

— К сожалению, многие из них считают, что это не нужно, предпочитают, чтобы внеурочные часы занимала дополнительная подготовка по предметам, вынесенным на итоговую аттестацию, — рассказала Чуракова.

В Министерстве культуры рассчитывают, что программа поможет заполнить пространство дополнительного образования детей общеобразовательных школ "интересными, полезными, развивающими, информационно обогащающими занятиями".

Разработка программы "Основы музыкальной культуры" началась в 2013 по поручению вице-премьера Ольги Голодец для создания качественно нового развивающего направления в области обучения детей музыке.

Читайте полную версию на сайте