6 самых распространенных схем мошенничества в Алтайском крае

Редакция ИА «Амител» представляет шесть основных схем совершения телефонных и интернет-мошенничеств в Алтайском крае

В последнее время в Алтайском крае активизировались мошенники, жертвами которых становятся доверчивые жители региона. Причем на их "удочку" попадаются не только пожилые, но люди среднего возраста.


В сотрудничестве с пресс-службой ГУ МВД России по Алтайскому краю редакция ИА "Амител" представляет шесть основных схем совершения телефонных и интернет-мошенничеств. Также мы публикуем правила поведения, которых следует придерживаться, чтобы не стать жертвой мошенников:

1. "Ваш родственник попал в беду".

При совершении мошенничеств по этой схеме преступники сообщают потерпевшим заведомо ложную информацию о том, что их родственник попал в беду и требуют заплатить определенную сумму для решения возникшей проблемы. Наиболее частый предлог – родственник попал в ДТП или совершил тяжкое уголовное преступление. В ходе телефонных переговоров мошенники представляются от имени родственника и сотрудников правоохранительных органов.

Для того, чтобы не попасть в данную ситуацию и не лишиться денег, при получении такого звонка не стоит впадать в панику, в ходе разговора с неизвестным нельзя называть своих данных или данных родственников. Необходимо прекратить беседу и позвонить своему родственнику или его близким, узнать о его состоянии и местонахождении. Ни в коем случае никому нельзя передавать денежные средства или перечислять их через мультикассы, банкоматы, переводы банков.

2. "Вы выиграли приз".

Как правило, людям на мобильные телефоны приходят СМС-сообщения с заведомо ложной информацией о том, что данный абонентский номер выиграл ценный приз, которым может являться автомобиль, дорогая бытовая, электронная техника, а в редких случаях — крупная сумма денег.

Если вы не участвовали в каком-либо розыгрыше, то при получении такого СМС-сообщения не нужно перезванивать по указанным телефонам. Но если же вы все-таки пошли на контакт, то ни в коем случае не сообщайте реквизитов своей пластиковой карты (номер, ПИН-код, дату окончания действия). Не следуйте указаниям мошенников, которые заключаются в проведении определенных операций с вашей банковской картой, так как это может привести к несанкционированному доступу к средствам, хранящимся на данном счету.

3. "Ваша банковская карта заблокирована".

Это основная схема мошенничества, используемая на сегодняшний день. В настоящее время более 70% жителей Алтайского края имеют в пользовании банковские карты (зарплатные, кредитные). Многие из нас, не зная тонкостей их использования, своими же руками предоставляют мошенникам возможность похитить денежные средства со счета.

Преступления данной категории совершаются посредством СМС-сообщений на абонентские номера граждан от имени службы безопасности банка. В сообщениях указывается контактный абонентский номер для обратной связи. Во время звонка происходит беседа с мнимым сотрудником службы безопасности банка, который поясняет причину блокировки карты. Для устранения неполадок он предлагает при помощи банкомата произвести определенные операции, которые в последствии приводят к возможности хищения денег.

Чтобы не стать жертвой такого мошенничества, при получении СМС-сообщения с неизвестного абонентского номера, содержащим текст о том, что "Ваша банковская карта заблокирована", не нужно сразу же перезванивать на указанный абонентский номер в сообщении. Прежде всего, необходимо обратиться по "горячей линии" своего банка. Этот номер телефона указан на оборотной стороне. Или же можно лично прийти в офис банка, так как операции по разблокированию посредствам телефонной связи не осуществляются, а проводятся только в официальном офисе банка у специалистов при наличии вашего паспорта и вас самих. Если же Вы находитесь около банкомата, необходимо обращать внимание какие операции вы осуществляете.

4. Приобретение автомобиля или же иных товаров через интернет.

Зачастую злоумышленники используют официальные, неофициальные интернет-сайты и социальные сети, где размещают заведомо ложные объявления о продаже товарно-материальных ценностей по заниженным ценам. Мошенники используют интернет-сайты по продаже автозапчастей, автомобилей и электронной техники, где указывают цены, "подкупающие" своей доступностью. В ходе переписки по электронной почте или телефонной беседы они заинтересовывают своим предложением и убеждают граждан перечислить определенную сумму денежных средств на их счета.

После получения денег интернет-сайт удаляют, а абонентский номер и электронная почта становится недоступна. Аналогичная ситуация складывается и при покупке различного имущества через социальные сети.

Чтобы не лишиться денег, не рекомендуется перечислять предоплату, не увидев в реальности автомобиль или иные вещи. Также не следует пользоваться услугами непроверенных сайтов. Необходимо обращать внимание на предупреждающую информацию, имеющуюся на сайте, и ознакомиться с отзывами других граждан. При этом следует обратить внимание на даты размещения отзывов. Дело в том, что нередки случаи, когда мошенники сами размещают положительные отзывы о компании.

5. "Вам полагается компенсация".

Мошенничества данного вида в основном совершают в отношении престарелых граждан, так как они часто приобретают через сетевой маркетинг различные препараты и аппараты, предлагаемые под видом медицинских. При совершении таких преступлений мошенники используют имеющиеся у них базы данных о покупателях этих товаров. Они звонят пожилым людям и представляются работниками правоохранительных органов или организации по возврату долгов.

Потенциальной жертве поясняют, что продукция данной организации признана несертифицированной и продажи не являлись легальными. Поэтому лицам, приобретавшим товар, полагается компенсация в крупном размере. В ходе беседы мошенники поясняют, что для получения компенсации необходимо внести определенную сумму.

В полиции подчеркивают, что зачастую такие мошенничества имеют большую латентность, поскольку потерпевшие ожидают обещанной компенсации и длительное время не обращаются в правоохранительные органы. Заявления в полицию потерпевшие подают, как правило, лишь спустя 2 - 3 месяца после самого инцидента.

Чтобы исключить возможность совершения в отношении вас таких преступлений, не стоит соглашаться на условия мошенников и нужно постараться прекратить разговор. Деньги просто так без письменных заявлений никто не заплатит. Ни в коем случае нельзя переводить денежные средства неизвестным лицам.

Кроме того, бывают и нестандартные случаи, когда потерпевшие перечисляют деньги лицам, которые находятся за пределами России (Израиль, США). Такие преступления совершались в отношении покупателей автомобилей через интернет. Люди не видели автомобиля в реальности, а только могли ознакомиться с фотографиями на интернет-сайте.

6. Еще один способ мошенничества, совершаемый с помощью интернета, – это трудоустройство на работу.

Данный вид преступлений совершается в отношении лиц, подыскивающих работу с хорошим заработком. Соискатель созванивается с мнимым работодателем, который рассказывает о специфике работы и заработной плате. В результате беседы потерпевшего приглашают на собеседование в организацию, но по дороге на его сотовый телефон проступает звонок от, якобы, работодателя.

Под предлогом оформления медицинской книжки и т.д. претендента на выгодную вакансию просят пополнить счет мобильного телефона работодателя. После того, как произошло перечисление денежных средств, абонентский номер мошенника становится недоступен.

Как разъяснили корреспонденту ИА "Амител" в пресс-службе ГУ МВД России по региону, с начала 2015 года на территории Алтайского края было возбуждено 314 уголовных дел по фактам мошенничеств: 233 телефонные, а 81 - интернет-мошенничества.

Потерпевшими становятся все категории населения на всей территории края. Но при этом схемы "Ваш родственник попал в беду" и "Вам полагается компенсация" чаще всего эффективнее срабатывают в отношении пожилых людей.

При этом зачастую мошенничества совершают лица, находящиеся за пределами Алтайского края.

Читайте полную версию на сайте