Как Цой спелся с Айзеншписом. К 70-летию известного продюсера
Фото: Wikipedia
Он продвигал Влада
Сташевского, группы "Технология",
"Моральный кодекс", певиц Сашу и Катю
Лель, певца Диму Билана.
Наиболее плодотворным для Айзеншписа стал период работы с группой "Кино" (1988 — 1990). Сегодня, в память о выходе ее последнего альбома (25 лет назад), и в день рожденья продюсераИА Амител публикует отрывки из автобиографической книги Юрия — о Викторе Цое.
*
Мне нравилось его (Цоя.
- ред. ) творчество, нравилось своей
искренностью, своей энергетикой, и с
первых же минут общения понравился сам
автор: спокойный, обстоятельный,
доброжелательный. И наши симпатии
оказались взаимными, обоюдным оказался
наш интерес — мы оба являлись по-своему
необычными, и в то же время не случайными
в мире музыке людьми.
Виктор был человеком замкнутым и недоверчивым, себе на уме, неохотно подпускающим к себе других.
К моменту моего знакомства с Цоем уже был выпущен и становился популярным альбом "Группа крови", по опросам официальных и неофициальных изданий, ставший лучшим альбомом 1988-го, однако гастрольная и концертная деятельность группы "Кино" оставляла желать лучшего. И хотя Цой никогда не был алчным или меркантильным, ему требовалось денег уже существенно больше, чем на бутылку вина или новые джинсы. У него появилась настоящая семья, да и психология потихоньку превращалась из пацанской в мужскую. Я уже со второй-третьей нашей встречи ощущал возможность и перспективность совместной работы, видел ее взаимную выгодность, но не форсировал события. Прошло всего полтора месяца после знакомства, и я уже предлагаю Виктору организовать концерт в ДК МАИ. Цой внимательно на меня смотрит, немного думает и предложение принимает без лишних вопросов.
После первой столь
удачной "пробы" Цой поверил моим
организаторским способностям, и
совместная работа началась. Мелькали
города и регионы, стадионы и концертные
залы, гостиницы и рестораны. Транспортные
расходы оставались весьма незначительными,
поэтому мы путешествовали обычно большой
группой в 12–14 человек: и техники, и
музыканты, и охрана, и спарринг-партнеры
для Цоя.
А он, надо сказать, насмотревшись
в свое время фильмов с Брюсом Ли, серьезно
заболел восточными единоборствами.
Иногда даже казалось, что нунчаки ему ближе микрофона — восточная кровь говорила, что ли. Помню, однажды я сильно напрягся на его привычку подшучивать надо мной, делая какие-то боевые пасы.
— Слушай, перестань.
— А что, обижаешься?
— Ну, надоело…
И он раз и навсегда все прекратил — очень деликатный человек.
Гастрольный тур
выстраивался на 10–12 городов, не как
сейчас, максимум на 2–3.
И это был самый настоящий "чес", с многочисленными передвижениями на самолетах, поездах, с массой времени в дороге. До какого-то момента я работал параллельно с неким персонажем по имени Юра Белишкин, который пытался администрировать группу еще в питерском рок-центре. Однако расклад наших сил и способностей оказался явно не в его пользу — я раз за разом доказывал свою большую продуктивность, я больше и лучше помогал Виктору и группе, мог куда больше дать. И, почувствовав свою (относительную) никчемность и бесполезность, бывший администратор однажды, по-моему, после концерта в Красноярске, просто тихо отвали с маршрута, никого даже не предупредив. И до самой смерти Виктора я стал директором группы "Кино". Даже больше, чем директором, — я стал ее продюсером. Первым и последним.
Деньги надо уметь
зарабатывать, уметь считать и главное
— делить так, чтобы никто не чувствовал
себя обманутым. С Виктором это получалось
неплохо.
С каждого совместного концерта я получал примерно 20 процентов прибыли, из оставшихся средств 40 процентов брал себе Цой и по 20 оставалось на каждого из остальных трех музыкантов группы. То есть я получал больше обычного музыканта, но меньше лидера. Логично.
Какого-то особого финансового договора у нас не существовало, как не существовало и постоянных правил игры. В каждом случае дележ прибыли оговаривался отдельно, при этом иногда практиковались варианты гарантированного гонорара для артистов, независимо от сбора. Тут уже рисковал я — иногда получалась сверхприбыль, а иногда, при больших затратах и средней посещаемости мероприятия — почти в нулях оставался. Хотя таких примеров из почти сотни совместных концертов — единицы. Обычно все происходило весьма успешно.
Первый
и последний раз в жизни я работал с уже
сформировавшимся коллективом, первый
и, наверное, последний раз в жизни ничего
не вкладывал в его продвижение и развитие.
Единственной областью финансовых вложений, где мы с Виктором являлись равноправными партнерами, была полиграфическая и иная сувенирная продукция — инвестировали пополам и прибыль делили тоже пополам. На 7–8 тысяч человек, приходящих на концерт, продавалось до 3 тысяч плакатов и маек!!! Сейчас этой практики нет, мало кто занавешивает стены своей квартиры плакатами с портретами артистов. И само отношение другое, менее восторженное, более потребительское кумиров уже нет. Кстати, я тут подсчитал на досуге, что в те небогатые годы билеты на концерты стоили сравнительно меньше — 4 рубля, сейчас же от 500 до тысячи. То есть относительно средней зарплаты стали в 2–3 раза дороже.
Ни слава, ни деньги, которые пришли к нему в последние два года, его не изменили.
В моей памяти он навсегда остался добрым, честным и скромным парнем. Одевался исключительно в черное. Даже когда у него появился небольшой капиталец и он мог позволить себе приобрести дорогие вещи за границей, то все равно покупал только черные джинсы, куртки и рубашки. Витя был домашним человеком, абсолютно неприхотливым в быту. И очень, очень спокойным. Я ни разу не видел, чтобы он на кого-то наорал, оскорбил. Но его авторитет в группе был непререкаем и дисциплина почти железная. Разговаривал тихо, но в голосе чувствовалась воля. Нам приходилось много общаться по работе, но иногда мы вместе ходили и в рестораны — он был большим гурманом, любил вкусно поесть, в кино.
Отдыхая в Прибалтике под Юрмалой, Виктор Цой попал в автомобильную катастрофу и погиб. Это случилось 15 августа 1990-го. Он ехал на рыбалку в пять утра и хотел взять с собой сына Сашу. Сонный Саша ехать отказался. На дороге у Тукумса (под Ригой) сотрудники ГАИ так и не нашли тормозного следа "Москвича" на крутом повороте. Водитель "Икаруса", ездил по этой трассе много лет. Там был поворот, и "Икарус" отъехал от поворота метров на десять, и… скорость столкновения была 120 километров в час на полосе "Икаруса". Версия, что Виктор уснул за рулем, возникла из-за того, что на правой стороне дороги за несколько десятков метров до места аварии обнаружили следы протектора "Москвича", на котором ехал Виктор. Поэтому предположили, что он заснул и съехал в сторону, а когда на скорости попадают на другую полосу, то машину выносит. От удара "Москвич" отлетел в реку почти на 100 метров. Двигатель раскрошился, и его остатки можно было найти в радиусе 60 метров. Одно колесо так и не нашли. Единственные сохранившиеся детали — крышка багажника с неразбитым стеклом и задний мост. Долгое время муссировался миф, что на месте аварии нашли кассету с демозаписью "Черного альбома". Не более чем красивый вымысел. Эту кассету для доделок аранжировок для нового альбома забрал Каспарян и увез в Петербург.