Российские пробки оказались "дороже" американских

В 2011 г. потери экономики США из-за пробок, по данным Института транспорта Техаса, составили $121 млрд; российский Минтранс оценивает ущерб от пробок в $150,4-177,1 млрд.
В 2011 г. потери экономики США из-за пробок составили $121 млрд с учетом лишних затрат на топливо и потерянного времени (5,5 млрд часов), $818 — на каждого жителя, регулярно пользующегося транспортом (данные Urban Mobility Report). В десятке наихудших городов по транспортной ситуации — Вашингтон, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Бостон, Хьюстон, Атланта, Чикаго, Филадельфия и Сиэтл, пишут "Ведомости".

Пробки в Великобритании обходятся стране дешевле — 4,3 млрд фунтов ($6,75 млрд). Среднее домохозяйство теряет по 491 фунтов ($771) на каждую машину, а в Лондоне — по 1003 фунтов ($1575). В 2012 г. потерянное время британцев оценено в 2,7 млрд фунтов ($4,24 млрд), к 2025 г. оно вырастет до 24 млрд фунтов ($37,7 млрд) (данные INRIX и Centre for Economics and Business Research).

У России потери выше, чем у США. По данным Минтранса, ущерб от пробок на дорогах оценивается в 4,5-5,3 трлн. рублей в год ($150,4-177,1 млрд), или 7-9% ВВП. Парк автомобилей в России растет несоразмерно дорожной сети: за 10 лет число эксплуатируемых автотранспортных средств выросло в 1,7 раза, километраж дорог — лишь на 10%, объясняет проблему пробок Минтранс. Но обеспеченность автомобилями в России соответствует уровню европейских стран 30-летней давности: машину имеет только каждый четвертый россиянин. Автопарк в России — 37 млн автомобилей против 300 млн в США и 40 млн в Великобритании (данные "Автостат", Autodata и Driver Vehicle Licensing Agency).

В среднем автомобилист из-за пробок тратит на дорогу примерно в 2 раза больше времени, выяснили в IBM, то есть как будто он проезжает двойную дистанцию. Один из последних рекордов России — трехдневная пробка на трассе М-10 "Россия" в декабре 2012 г., которая обошлась не менее $100 млн, оценил руководитель Центра стратегических исследований компании "Росгосстрах" Алексей Зубец.

Ситуация будет ухудшаться, говорится в Urban Mobility Report, потери от пробок вырастут в 1,6 раза к 2020 г. "Проблема заторов решается недостаточно агрессивно", — считают эксперты.

Муниципальные власти не всесильны в решении транспортных проблем, необходимы совместные усилия бизнеса и граждан, считают авторы. Нужна постоянная модернизация дорог с учетом динамики изменения транспортных потоков — строительство дополнительных развязок, полос съезда, организация дополнительных регулярных автобусных и железнодорожных маршрутов. "Но наилучшего универсального решения транспортной проблемы не существует, каждый город должен определить собственную политику и разработать программы с учетом специфики", — уверены они.

Российский Минтранс намерен бороться с пробками с помощью внедрения интеллектуальных транспортных систем "с использованием современных инфотелекоммуникационных технологий и глобальной навигационной системы ГЛОНАСС", говорится в Транспортной стратегии России до 2030 г. Чиновники предлагают перейти к превентивному управлению спросом при помощи предоставления информации, позволяющей выбирать виды транспорта и маршрут. Снизить проблему заторов также поможет оптимизация скоростного режима, вынос всех видов транзитного и грузового движения за пределы городов и внедрение новых противогололедных материалов, пишет Минтранс.

Читайте полную версию на сайте