Комбат ГИБДД оформил погибшего в ДТП гастарбайтера как самоубийцу

Бывший командир батальона ГИБДД в Тверской области пойдет под суд за то, что оформил жертву ДТП как самоубийцу.

На этот шаг майор полиции пошел, чтобы не портить себе служебные показатели. Он надавил на коллег погибшего, чтобы они дали ложные показания. Полицейский уволился из МВД, признал свою вину и, скорее всего, отделается условным сроком. Предлагаем читателям АвтоАмика ознакомиться со статьей Анатолия Караваева "Жертва полицейской статистики", опубликованной в "Газете.Ру".

Конаковский межрайонный следственный комитет завершил расследование в отношении бывшего и. о. командира отдельного батальона ДПС ГИБДД, который обслуживает тверской участок федеральный трассы М10 "Россия" Москва — Санкт-Петербург. Экс-комбата обвинили в превышении должностных полномочий (ч. 1 ст. 286 УК РФ): чтобы не портить статистику аварийности на своей территории, он оформил погибшего в ДТП гастарбайтера как самоубийцу.

Эксклюзивные подробности расследования "Газете.Ru" сообщил следователь Конаковского межрайонного следственного отдела Андрей Расол. По его словам, инцидент произошел рано утром 11 ноября 2011 года на 108-м километре трассы М10. "ДТП случилось на самом рубеже Московской и Тверской областей, буквально в 50–100 метрах от границы, — рассказал следователь. – Сторож ремонтной бригады, которая проводила работы на железнодорожном путепроводе над трассой, в темное время суток шел по проезжей части, чтобы заменить аккумулятор для внешнего освещения участка. В этот момент его на большой скорости насмерть сбила фура. Ее водитель заснул за рулем и не заметил человека".

Первыми на место аварии приехали подмосковные полицейские, позже прибыли и сотрудники тверской ГИБДД. Об инциденте доложили и. о. командира батальона, который решил не портить служебные показатели аварийности.

"Комбат пригрозил неприятностями бригадиру ремонтников и заставил его и еще одного рабочего дать показания, будто они видели, как погибший – гастарбайтер из Средней Азии – якобы специально прыгнул под грузовик с железнодорожного моста, — рассказал следователь. – Они рассказали все это следователю, а так как родные погибшего живут, видимо, на родине, то и никто за него не заступился. В итоге следователь учел показания, и сбитого мужчину оформили самоубийцей, а дело против водителя грузовика заводить не стали".

Однако о поступке комбата скоро стало известно. "Уголовное дело мне досталось недавно, и я не разобрался до конца, как именно это произошло. Там работала наша ФСБ, были прослушки самого комбата, других лиц. Может быть, его уже "вели" за какие-то прежние грехи, точно я сказать не могу, — рассказал Расол. – В итоге, когда оперативники выяснили, что произошло, то по факту превышения полномочий в марте 2012 года завели уголовное дело. "Расследование и на местном уровне, и в Твери, в управлении по расследованию особо важных дел, потом опять отдали нам. Я так понимаю, что сначала там было несколько подозреваемых, но в конце концов остался один: никому, кроме этого майора, не нужно было все это устраивать", — рассказал следователь.

После того как обман был раскрыт, на водителя фуры также завели уголовное дело. "Оно лежит где-то в Москве — чем там все кончилось, я, честно говоря, не знаю", — сообщил сотрудник СКР.

После того как майора раскрыли, его перевели на должность оперативного дежурного УМВД по Тверской области, а затем он уволился из органов по собственному желанию. "В ходе следствия он полностью признал свою вину и деятельно раскаялся. Он также попросил рассмотреть его дело в особом порядке, и прокуратура дала на это согласие, — рассказал Расол. – Уголовное дело, как я сегодня узнал, уже поступило в городской суд Конаково, в ближайшее время оно будет рассмотрено.

Особый порядок, который выбрал обвиняемый, предполагает упрощенный порядок рассмотрения дела в суде, без исследования доказательств. Это гарантирует подсудимому не более 2/3 от максимально возможного наказания, которое по данной статье УК РФ составляет четыре года лишения свободы.

На практике экс-полицейские даже за куда более серьезные должностные проступки и без особого порядка, как правило, отделываются условным наказанием.

В отделе пропаганды ГИБДД Тверской области "Газете.Ru" сообщили, что в курсе уголовного дела в отношении их бывшего сотрудника. "Про эту историю мы знаем, но особых подробностей я, к сожалению, рассказать не могу, так как работаю недавно, — рассказал сотрудник ведомства. – Могу сообщить, что после того, как все выяснилось, и. о. командира батальона, он был в звании майора полиции, отстранили от работы, а потом перевели в другое подразделение. Что с ним случилось дальше, мы не знаем".

Один из действующих сотрудников ГИБДД рассказал "Газете.Ru", что руководителей подразделений действительно нередко наказывают за плохие показатели аварийности.

"Все зависит от конкретной ситуации. Могут и просто на совещании пожурить, могут сделать дисциплинарное взыскание по итогам полугодия или другого периода, а могут и от должности отстранить, — рассказал источник, попросивший не называть своего имени. — В любом случае за количеством аварий и числом пострадавших в них внимательно следят".

Сотрудник ведомства подчеркнул, что нынешняя система оценки качества работы в ГИБДД намного совершеннее, чем раньше. "Мы ушли от "палочной системы", когда главным было зафиксировать как можно больше нарушений, а качество работы оценивалось по количеству административных протоколов, — рассказал он. – Сейчас главный критерий оценки руководителей подразделений на местах — уровень аварийности и количество погибших, а не исписанных бумажек. Этот показатель работы гораздо более объективный".

Читайте полную версию на сайте