Как правильно разговаривать с гаишником

Не секрет, что подавляющее большинство водителей безотчетно робеют, когда инспектор ДПС отправляет их авто к себе на обочину. Причем, сильнее всего нервничают именно самые законопослушные водители. Но с этим можно и нужно бороться! - считает автоэксперт Алексей Батушенко. Его статья на данную тему опубликована на сайте Автовзгляд.

Предательская струйка страха в глубине сознания вызвана лишь одной причиной: мы, в большинстве своем, не умеем общаться с ДПСниками! Какие-то, еще "совковые", гены заставляют нас априори считать каждого дядьку в форме и с автоматом всесильным царем и богом, который может сделать с тобой практически все, что пожелает. Теоретически, конечно, может. Но только в одном случае: если ты ему сам это позволишь.

О серьезности ситуации говорит уже тот факт, что Общественный совет при МВД России выпускает памятку для водителей, в которой рассказывается как нужно общаться с гибддшниками! В ней, в частности, разъясняются положения Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом Министерства от 02.03.2009 № 185.

Памятка содержит, конечно, кое-какую полезную для автовладельца информацию, но гораздо о большем она умалчивает. Поэтому первый совет водителю, которого, разумеется, нет в полицейской "памятке", звучит так: в общении с гаишником даже самого наглого типа, даже где-нибудь посреди астраханских степей или удмуртских лесов, главное – абсолютное спокойствие и демонстрация полной уверенности в себе и знания законов. Только покажи слабину, только дай ему учуять твою робость – немедленно вцепится и постарается если уж не "вымутить" взятку, то хотя бы навесить на тебя какое-то нарушение правил – чтоб был протокол для отчетности.

Не написано в полицейской памятке и что сотрудник обязан полностью представиться водителю, назвав себя и свое подразделение. Причем так, чтобы водитель все отчетливо понял, а не пробурчав что-то невнятное себе под нос. Требовать этого вправе любой водитель. Рекомендуем, также, демонстративно записать фамилию, звание, подразделение и номер служебной бляхи на какой-нибудь бумажке. Или заснять процесс представления на видео с помощью мобильного телефона или видеорегистратора. Это, по идее, должно сразу дать понять сотруднику, что "беспредельничать" с этим водителем не стоит.

Если офицер ДПС обвиняет вас в каком-либо нарушении ПДД помните: он обязан (!) разъяснить водителю суть его правонарушения, если, конечно, таковое вообще имеет место быть. И не надо стесняться: попросите инспектора показать вам книжечку КоАП, где все нарушения и санкции за них прописаны русским по белому. Ведь не секрет, что, порой, коррумпированные полицейские сознательно вводят водителя в заблуждение, запугивая его несуществующими карами за его прегрешение с целью вымогательства взятки.

Мало кто из "робеющих" водителей при общении с полицейским вспоминает, что абсолютно все процессуальные действия сотрудник ДПС должен оформлять протоколами и постановлениями. Например, прежде чем сунуть водителю под нос алкотестер или отправить его в вагончик, где сидят врачи-наркологи, он обязан(!) написать специальную бумагу – постановление о направлении гражданина такого-то на освидетельствование на предмет алкоголя. Разумеется, в присутствии двух понятых. И никак иначе! То есть вариант: сначала пусть водила "дунет", а потом (по результатам) посмотрим стоит ли утруждаться в писанине, – абсолютно не допустим с точки зрения закона.

И когда водитель, вместо того, чтобы покорно "дунуть" в алкотестер, четко рассказывает ДПСнику, что тот должен сделать согласно требованиям закона, у большинства из сотрудников отпадает всякое желание продолжать "мурыжить" человека: с юридически подкованными гражданами асфальтовые полицейские предпочитают контактировать как можно реже.

Кроме того, редкий водителей знает, что при составлении протокола о нарушении ПДД он имеет полное право собственноручно вписать в него все свои замечания, имеющие отношение к инциденту. Например, заполнить пустующие строчки, где должны быть вписаны данные понятых, (когда их нет при составлении документа) большую букву "Z" и написать "понятые отсутствуют". Понятно, что после столь "вероломного" поступка инспектор наверняка "выпрыгнет из штанов". Однако, в случае, когда протокол выписывают безосновательно, на пустом, что называется, месте, есть большая вероятность, что "сотрудничек", изрыгая проклятия, конечно, будет вынужден пожелать водителю счастливого пути.

Нельзя не коснуться такого стандартного способа "докопаться" до проезжающего как требование доверенности или путевого листа от водителя машины, находящейся в собственности юрлица. На самом деле "доверку" с недавних пор водитель любого(!) авто имеет право с собой не возить. И "разъяснения" на эту тему, данные в свое время заместителем начальника ГУОБДД МВД России генерал-майором Владимиром Кузиным, все-таки не являются норамтивным актом. А Регламент, говоря о доверенностях, не разницы между машинами, принадлежащими физ- или юрицами не устанавливает.

Полезно, также, помнить, что путевой лист, на самом деле, – всего лишь документ фискальной отчетности. Он нужен только чтобы бухгалтер предприятия мог списывать деньги фирмы на оплату топлива и амортизацию машины. То ест полицейские, на самом деле, к этой сфере госрегулирования не имеют абсолютно никакого отношения. И требования предъявить путевой лист на данный момент – не более чем традиция.

А еще не стоит забывать, что инспектор не имеет права требовать остановки машины гражданина в месте, где последний будет подвергаться опасности. Например, как это частенько любят делать региональные полицаи, – на разделительной полосе скоростной трассы. Или таким образом, что водителю после расставания с ДПСником пришлось бы пересекать поток машин, несущихся по скоростной магистрали.

В заключение напомним, что если вы выбираете не заискивающе-подобострастный, а спокойный и жесткий , "по закону", стиль диалога с инспектором ДПС, вам придется придерживаться его до самого конца общения с ним. Стоит в какой-то момент "сломаться", и обрадованный инспектор уж постарается "оттоптаться" на вас по полной, как говорится, программе!

Читайте полную версию на сайте