Какие российские картины получали призы на Венецианском кинофестивале?

Главные отечественные фильмы, покорившие жюри Венецианского кинофестиваля
''

В субботу, 10 сентября, официально завершится 73-й Венецианский кинофестиваль, который считается старейшим в мире. В этом году в конкурсе очень сильные участники, и председателю жюри – британскому режиссеру Сэму Мендесу – предстоит сделать трудный выбор. Среди реальных претендентов на "Золотого льва" –  новая работа российского режиссера Андрея Кончаловского "Рай", которая была довольно тепло принята критиками. По случаю завершения фестиваля мы предлагаем вспомнить, какие фильмы получали главные награды на втором по значимости киносмотре планеты.

Советские и российские фильмы четырежды становились обладателями главной награды Венецианского кинофестиваля — "Золотого льва". Именно там в 1962 году для всего мира был открыт главный российский режиссер ХХ века Андрей Тарковский. Его дебютная работа "Иваново детство" – картина, теперь уже вошедшая в историю мирового кино, имела фантастический успех и принесла режиссеру огромную известность. После получения "Золотого льва" Андрей Тарковский обрел культовый статус и со следующими работами ездил исключительно в Канны, где его боготворили. Забавно, что Тарковский трижды получал на Каннском кинофестивале важнейшие призы за режиссуру, Гран-при, но "Золотая пальмовая ветвь" ему так и не покорилась.

Никита Михалков получил своего "Золотого льва" в 1991 году за один из самых сложных своих фильмов – притчу "Урга — территория любви". Позже картина была номинирована на "Золотой глобус", а спустя три года Михалков с "Утомленными солнцем" получил второе место в Каннах (уступил "Криминальному чтиву" Квентина Тарантино), а также завоевал премию "Оскар" за лучший иностранный фильм. Отметим, что лента "12" также получала приз на Венецианском кинофестивале. Ее жюри во главе с великим китайским режиссером Чжаном Имоу наградило драму специальным "Золотым львом".

Брат Михалкова – Андрей Кончаловский – один из любимцев Венеции, хотя "Золотого льва" ни разу не получал. В Венеции состоялась мировая премьера одной из первых лент режиссера "Первый учитель". Исполнительница главной роли Наталья Аринбасарова за роль Алтынай получила "Кубок Вольпи" (приз за лучшую женскую роль). Отметим, что  спустя годы этим призом удостоилась лишь Ксения Раппопорт за роль Сони в фильме Джузеппе Капотонди "Двойной час". Андрей Кончаловский также имеет свою статуэтку, привезенную из Венеции. В 2002 году за фильм "Дом дураков" режиссер получил специальный Гран-при жюри. Два года назад он получил "Серебряного льва" за картину "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицина".



Новая волна замечательных российских режиссеров была открыта в Венеции  в 2003 году, когда драма Андрея Звягинцева "Возвращение" стала обладателем "Золотого льва". Уже потом Звягинцев продолжил путь Андрея Тарковского и получал призы исключительно на Каннском кинофестивале.

В 2011 году лучшим фильмом фестиваля была признана картина Александра Сокурова "Фауст". Очень сложная лента так поразила председателя жюри – американского режиссера Дарена Арранофски, что он, не раздумывая, отдал нашему мэтру главный приз фестиваля. Позже лента превосходно прошла в европейском прокате.

Покоряло Венецию не только игровое, но и документальное кино.  В 2005 году в программе "Горизонты" лучшим неигровым фильмом была признана псевдодокументальная картина Алексея Федорченко "Первые на Луне". В 2010 году Федорченко вернулся в Венецию, но уже с игровой картиной "Овсянки", получившей три приза за лучшую операторскую работу, приз ФИПРЕССИ и приз экуменического жюри.



В 2008 году Венеция вновь рукоплескала российскому фильму.  "Бумажный солдат" Алексея Германа-младшего о подготовке первого полета в космос получил "Серебряного льва" за лучшую режиссуру, а Максим Дроздов и Алишер Хамидходжаев были названы лучшими операторами.

Дважды советские кинодеятели становились обладателями почетного "Золотого льва" за вклад в киноискусство. В 1982 году эту награду получил режиссер и теоретик киноискусства Сергей Юткевич, а в 1972 году – оператор и искусствовед Анатолий Головня.

Венецианский кинофестиваль всегда был и остается главным фестивалем в мире, где любят наше кино. Так что высока вероятность, что "Рай" Андрея Кончаловского не останется без призов. Дело за Сэмом Мендесом.

Читайте полную версию на сайте