"Рост тарифов не спасет": перевозчики и мэрия обсудили транспортный кризис

В ближайшее время плату за проезд в Барнауле повышать не планируют

Фото: Екатерина Смолихина/Amic.ru

Представители краевого парламента, думы Барнаула, мэрии и перевозчиков обсудили проблемы пассажирского транспорта, которые сложились в последнее время в краевой столице. Круглый стол прошел в здании МУП "Горэлектротранса", который в этом году отмечает юбилей. Разговор получился довольно эмоциональным и откровенным. Многие проблемы не решались годами, что привело к тому, что износ трамваев и троллейбусов достиг рекордных показателей в 97%.

Как сообщил директор МУП "Горэлектротранс" Николай Петряшин, сейчас на линию выходят 220 трамваев, еще чуть более 20 на консервации. Средний возраст трамваев составляет 31 год при сроке эксплуатации в 15 лет. Причем парк не обновлялся уже почти 5 лет. По словам Петряшина, с каждый годом падает пассажиропоток. В среднем за день в Барнауле на троллейбусах и трамваях ездят около 150 тысяч человек, что меньше, чем несколько лет назад. Около 50% из них — льготники, а значит, часть затрат на их перевоз ложится на плечи МУП "Горэлектротранс". Износ троллейбусов составляет в Барнауле 83%, а их средний возраст 19 лет. Сейчас на предприятии не хватает водителей и кондукторов из-за текучки кадров. Средняя зарплата составляет от 16 до 25 тысяч рублей, что намного ниже, чем в целом по Барнаулу. Многие водители увольняются и уезжают работать в Новосибирск, где получают в районе 60 тысяч.

Спикер АКЗС Александр Романенко отметил, что недопустимо, чтобы автопарк не обновлялся годами. Он переадресовал эту проблему мэрии краевой столицы и предложил найти в бюджете деньги, чтобы обновить хотя бы 10% от парка троллейбусов и трамваев.

Заместитель главы Барнаула Вячеслав Химочка сообщил, что на следующий год МУП "Горэлектротранс" будет выделено 202 миллиона рублей. При этом даже при этой помощи предприятие будет в убытке на сумму 24 миллиона. А значит — снова не будет возможности повышать зарплату, а также покупать новые трамваи, которые стоят 30 миллионов. Городские власти не имеют достаточно средств, чтобы закупить хотя бы один из них. Вячеслав Химочка обратился за помощью к новому министру транспорта Александру Дементьеву в разработке программы на уровне правительства Алтайского края, которая бы предполагала выделение дополнительных средств на помощь перевозчикам. При этом представитель мэрии отметил, что сейчас себестоимость провоза одного пассажира в электротранспорте составляет 19 рублей. Перевозчики же заявили, что 26 рублей. Это вызвало споры между двумя сторонами.

"Мы считаем себестоимость только по тем документам, которые нам предоставляют перевозчики. Если посмотреть на объективность этой информации: ту ли они заработную плату, например, указывают, то даже с учетом износа автобусов будет выше, чем 19 рублей. Те проблемы, которые возникли, не решить даже силами городской власти. 97% износа. Как они в таких условиях работают? Когда посмотрите расходы, то помимо заработной платы и электроэнергии, нарастает с каждых годом статья ремонтного фонда. С другой стороны — сокращается пассажиропоток. Клиент падает. Сегодня ориентация у населения иметь свой собственный транспорт. Это видно по загруженности наших городских дорог. 30 миллионов на покупку трамваев — непосильная финансовая ноша для администрации города. Необходима программа на уровне края, чтобы по ней мы покупали хотя бы 10 единиц электротранспорта", — отметил Вячеслав Химочка.

Александр Романенко отметил, что повышать тарифы даже в такой сложной ситуации нельзя, чтобы барнаульцы из своего кармана компенсировали перевозчикам все расходы. Спикер АКЗС призвал главу Думы Барнаула поискать дополнительные средства в бюджете города, чтобы хоть как-то помочь перевозчикам.

"Даже рост тарифов не спасет и не позволит обеспечить обновления подвижного состава. Без инвестиций мы и не поменяем тариф", — посетовал Вячеслав Химочка.

Галина Буевич сообщила, что депутатам ежедневно приходят жалобы на работу общественного транспорта. Так, увеличились интервалы рейсов, а многие маршруты вообще перестали ходить в вечернее время. При этом было предложено убрать из расписания дублирующие маршруты.

Глава компании "БарнаулПассажирТранс" Валерий Касплер был крайне эмоциональным в своем выступлении.

"Многие маршруты дублируют автобусы малой вместимости. В некоторых городах их вообще нет. У нас же анархия с 90-ых годов, и остановить ее никто не может. Неправильно, когда автобусы малой вместимости увозят пассажиров, а мы — льготников, которые не компенсируются нам в полном объеме, а иногда просто бесплатно их перевозим. У нас нет транспортной стратегии города Барнаула, и никто ей заниматься не хочет. Автобусникам не даются никакие субсидии, в отличие от электротранспорта. А они должны быть. Сегодня экономически-обоснованный тариф — 35 рублей. Город считает иначе, но специалисты посчитали именно так. Ситуация очень серьезная. За 4 года не куплено ни одного автобуса, а они разваливаются и гниют быстрее, чем трамваи. Затраты на ремонт увеличились. Можно капитально отремонтировать его один-два раза, а потом уже нечего будет даже варить. Люди убегают в Новосибирск, где зарплата больше и жизнь лучше. Работают же люди с маленьким стажем. Берем кого попало. Поэтому аварийность и увеличивается. Износ около 90% всех автобусов. Городские власти вообще не хотят нам помогать. За три года даже никто на предприятие не приехал", — заключил Валерий Касплер.

Итогом круглого стола стало решение о разработке специальной "дорожной карты" по развитию транспорта в Барнауле. Александр Романенко обратился к главе Думы города Галине Буевич с просьбой поискать по всем заначкам и найти дополнительные средства на 2019 год для помощи перевозчикам.

 

Читайте полную версию на сайте