Прокуратура рекомендовала краевому комитету по образованию тщательнее проверять документы усыновителей-иностранцев

Пристальное внимание алтайской прокуратуры к процессу усыновления уберегло двоих маленьких детей от возможных психологических травм в далекой американской семье.

Граждане США супруги Тобул обратились в Алтайский краевой суд с заявлением об усыновлении 4-летнего мальчика и годовалой девочки, воспитанников Бийского и Барнаульского дома ребенка.

Как сообщила заместитель начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Татьяна Сивидова-Абкарян, решением Алтайского краевого суда требования заявителей об удочерении девочки были удовлетворены, а производство по усыновлению мальчика было прекращено в связи с отказом от него усыновителей.

Прокурором края принесено представление на состоявшееся решение суда в кассационную инстанцию Верховного Суда РФ в связи с допущенными по делу существенными нарушениями требований закона.

Во-первых, прокурором края были отмечены нарушения при предоставлении усыновителями из США необходимых документов. В частности, приложенные к заявлению об удочерении девочки формы Службы иммиграции и натурализации Министерства юстиции США не соответствовали требованиям части 2 статьи 271 Гражданско-процессуального Кодекса РФ, поскольку не содержали разрешения на въезд удочеряемой гражданки России в США и разрешения на ее постоянное проживание на территории этого государства.

Представленные медицинские заключения о состоянии здоровья усыновителей не соответствовали требованиям приказа Минздрава РФ от 10.09.96 г. № 332 “О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями”, поскольку были составлены одним лицом, а не специалистами различных отраслей медицины.

Но главное, что вызвало у прокурора края справедливое возмущение – это поведение самих усыновителей. Отказываясь от первоначально заявленного желания усыновить 4-летнего сироту, супруги Тобул заявили в суде, что поведение четырехлетнего ребенка (!) “не отвечало критериям их семьи”.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей представитель Бийского дома ребенка, представители комитета по социальной защите населения администрации города Бийска, а также представитель комитета по образованию администрации Алтайского края свидетельствовали о том, что заявители, имея двух биологических детей, полноценную семью, не испытывали особой нужды в усыновлении детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, по одним им известным причинам, супруги-американцы решили усыновить ещё двоих детей, из России. Они приехали в Алтайский край, решили усыновить мальчика и девочку. Общались с ними. Затем вернулись в США, для выполнения необходимых формальностей.

Приехав на Алтай во второй раз и общаясь с 4-летним мальчиком, который ждал этой встречи, воспринимая Тобулов как своих новых родителей, американцы вдруг “охладели” к мальчику. Отказавшись от ребенка, без принесения извинений, без объяснения ребенку причин невозможности забрать его, они тем самым нанесли мальчику душевную травму. Более того, в течение всего судебного разбирательства по делу заявители так и не смогли осознать жестокость своего поступка, считая, что воспользовались правом отказаться от ребенка, которого они “не полюбили”.

По мнению прокурора края, такое поведение заявителей, проявивших несостоятельность в установлении контакта с четырехлетним ребенком, свидетельствует об их неготовности и неспособности воспитывать ребенка, проявляющего черты своего характера, требующего внимания и уважения к своей личности. Более того, оно опровергает выводы специалиста, изложенные в отчете об обследовании семьи до усыновления о том, что Нета Гринберг Тобул “относится к детям с уважением”, что личные качества и моральная устойчивость супругов позволяет им быть усыновителями.

Установление же положительного контакта с годовалой девочкой, если можно говорить об установлении такового с маленьким ребенком, обусловлено тем, что в силу возраста она не проявила себя как личность, не показала черты характера, проявляющие осознанность и мотивацию поведения.

В судебном заседании на вопрос прокурора о том, что ждет несовершеннолетнюю удочеряемую, если с возрастом она перестанет “соответствовать критериям их семьи”, заявители пояснили, что “ни в коем случае” не оставят ее. Однако засвидетельствованный специалистами опыт их общения и отказа от усыновления несовершеннолетнего мальчика свидетельствует о том, что при первом столкновении с трудностями в общении и воспитании ребенка эта американская семья способна проявить психологическую жестокость по отношению к нему, как не соответствующему критериям их среды.

Несмотря на то, что изначально в обосновании своего желания усыновить двоих детей заявители указали, что привязались к детям, имеют желание и возможность воспитать их как собственных, при рассмотрении дела они отказались от усыновления мальчика. На рассмотрение дела в Верховном Суде РФ супруги Тобул не явились, направив заявление об отказе в удочерении и годовалой девочки.

Такое поведение граждан США поставило под сомнение выводы специалиста агентства по усыновлению детей УОРЛД АССОЦИЭШН ФОР ЧИЛДРЕН ЭНД ПЭРЭНС, изложенные в отчете об обследовании семьи Тобулов до усыновления, о том, что личные качества и моральная устойчивость супругов позволяет им быть усыновителями.

Как отметил помощник прокурора края по связям со СМИ и общественностью Валерий Зиястинов, по данному факту прокурором края в адрес комитета администрации края по образованию направлено письмо с предложением более тщательной проверки документов, прилагаемых к заявлениям иностранных граждан об усыновлении несовершеннолетних детей – граждан Российской Федерации.

В целях исключения случая усыновления супругами Тобул несовершеннолетних в другом регионе Российской Федерации комитет администрации края по образованию довел информацию о поведении указанных граждан США и о деятельности агентства до сведения Министерства образования РФ.

Читайте полную версию на сайте