От обычных офисов до виртуальных 3D-филиалов. Россияне спрогнозировали будущее банков

И половина опрошенных жителей страны уверены, что привычный офисный формат никуда не денется
Человек с мобильным телефоном / Фото: amic.ru

Каждый второй россиянин не ждет существенных перемен на банковском рынке в ближайшее десятилетие: услуги будут оказывать и физические отделения, и онлайн-приложения. При этом каждый пятый прогнозирует закрытие офисов, а часть респондентов и вовсе ждут появления виртуальных филиалов. Таковы данные опроса, который провел ВТБ перед Финансовым конгрессом Банка России.

Цифровая точка входа

Про новый формат, например, высказались около 10% молодежи из Москвы, Московской области и Северного Кавказа – они предполагают, что не за горами появление виртуальных 3D-филиалы банков в метавселенных.

В целом в сторону более технологичного формата смотрят уже многие. Половина участников опроса позитивно относятся к возможности иметь единую цифровую точку входа во все банки со своими счетами. А четверть респондентов (молодое поколение) уже хотели бы пользоваться таким банковским супераппом.

Однако цифровизация несет в себе и риски: 

  • 22% опрошенных опасаются кибератак и финансовых преступлений;
  • 24% – резких колебаний курса рубля и ставок.

Банки против маркетплейсов

"Развитие и цифровых каналов, и офисной сети, обеспечение кибербезопасности требуют от банков больших инвестиций, гибкого встраивания своих продуктов и сервисов в постоянно развивающемся технологическом ландшафте. Такие инвестиции, изменение регулирования, обострившаяся и дорожающая конкуренция за клиента закладывают тенденцию к консолидации банковского сектора. На первый план в банковском бизнесе будет выходить эффект масштаба, за счет которого есть возможность обеспечивать мультисегментность, гибкость, защиту от рисков и суперустойчивость всей банковской системы. Эффект масштаба – один из главных факторов, которые придают системе антихрупкость", – сказал первый зампред ВТБ Дмитрий Пьянов.

По его словам, борьба за клиентов может развернуться между "традиционными" банками и банками, которые создают маркетплейсы. Как показал опрос, россияне уверены, что такая конкуренция положение классических банков пока не подрывает. 

О том же говорят и результаты опроса. Каждый четвертый респондент считает, что на "пятки" классическим банкам наступают "более гибкие" банкки-маркетплейсов. Впрочем, треть россиян говорят, что новый формат пока не догоняет лидеров рынка. 

Новые принципы регулирования экосистем и непрофильных активов обсуждаются на Финансовом конгрессе.

Опрос провели с 3 по 10 июня 2025 года среди 1500 россиян в возрасте от 18 до 65 лет в городах с населением более 100 тысяч человек.

Читайте полную версию на сайте