Торговые сети в Алтайском крае заподозрили в картельном сговоре ради цен на пакеты

С каждым повышением товара на рубль ретейлеры зарабатывают дополнительные миллионы
Супермаркет / Фото: amic.ru

Крупные торговые сети заподозрили в ценовом сговоре. Все из-за синхронного роста стоимости пакетов, который не обошел стороной и Алтайский край. Речь идет о "Пятерочке", "Магните" и других сетях. Как сообщает Business FM (Бизнес ФМ) Барнаул, общественная организация, защищающая права потребителей, направила обращение в ФАС с требованием проверить возможный картельный сговор между крупными ретейлерами. 

Пакет – один из самых продаваемых товаров в магазине. По данным результатов ВЦИОМ, покупают его примерно 60% потребителей. За последний год пакеты-майки в "Пятерочке", "Перекрестке", "Магните" и "Дикси" подорожали в два раза – теперь они продаются по единой цене – 9 руб. 99 коп. В Х5 Group заявили, что стоимость пакетов не менялась на протяжении двух лет. По данным сайтов ретейлеров, которые изучила радиостанция, стоимость пакетов в "Пятерочке" и "Магните" в крае выросла так же, как и по стране. Директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков отмечает, что с учетом высокой частоты покупок и серьезной наценки пакеты приносят ретейлерам миллиардные доходы.

"Если каждый магазин поднимает стоимость пакета на рубль, то там получаются довольно высокие значения. У "Пятерочки" мы насчитали 6 миллиардов рублей, у "Перекрестка" – около 600 миллионов, у "Магнита" – около 3 миллиардов. Если вы зайдете в любую "Пятерочку" или "Перекресток", то вы обнаружите, что ценников на пакеты там нет. На электронных терминалах цена за пакет появляется только в тот момент, когда вы добавляете его в корзину", – сказал он, отметив, что такими нарушениями должен заниматься Роспотребнадзор.

 

ФАС подтвердила получение обращения и пообещала провести проверку, уделив особое внимание возможным антиконкурентным схемам.

Вместе с тем часть расходов, связанных с воровством, сети могут компенсировать за счет завышенной стоимости пакетов. С точки зрения бизнес-логики попытки ретейла зарабатывать на сопутствующих товарах укладываются в текущие реалии, заявил управляющий партнер Agro and Food Communications (Агро энд Фуд коммуникэйшнс) Илья Березнюк.

"Последние год-два достаточно пристальное внимание со стороны государства к социально значимым товарам в ретейле. По большому счету, к товарам, которые имеют наибольшую оборачиваемость. Наценка на них составляет не более 10%, но порой действительно получается так, что ниже рентабельности. Те же пакеты-майки, которые реализуются огромными количествами ежедневно по всей стране, не подпадают под такое пристальное внимание со стороны компетентных органов. Возможно, за счет этого могут происходить определенные манипуляции, связанные с дополнительным заработком для сетей", – подчеркнул он.

Юристы отмечают, что синхронный рост цен действительно может указывать на картельный сговор, но для однозначных выводов нужны дополнительные доказательства, так это состав сложно доказуемый. Да и крупные торговые сети уведомлены о рисках, заявил адвокат, управляющий партнер NSP Александр Некторов.

"Насколько вероятен такой сговор? Честно говоря, сомневаюсь. Но у крупных сетей есть все возможности друг с другом пообщаться и достигнуть любой договоренности. Во-первых, их ограниченное количество. Во-вторых, есть крупные ассоциации, в которых они участвуют. На практике, если такой сговор и есть, то это просто огромная ошибка со стороны сетей. Я понимаю, что так можно очень интенсивно зарабатывать, но и правовые последствия – довольно серьезные оборотные штрафы", – считает специалист.

А является ли синхронное подорожание результатом рыночных факторов или же нарушением антимонопольного законодательства – покажет время и проверка ФАС. Редакция Бизнес ФМ отправила запросы в X5 Group, "Магнит" и "Дикси", но на момент публикации материала ответ не получила.

Сюжет на Business FM (Бизнес ФМ) Барнаул

Читайте полную версию на сайте