Отложенная трагедия? Почему разбился Ан-24
Деятельность иркутской авиакомпании "Ангара", чей Ан–24 разбился 24 июля под Тындой, проверят транспортная прокуратура, Росавиация и Ространснадзор. Крушение одного из самых "живучих" самолетов с гибелью 48 человек на втором круге захода на посадку действительно вызывает массу вопросов. Но почему только сейчас – после катастрофы – встрепенулись строгие проверяющие? "Ангара" давно вызывала нарекания надзорных органов, а пассажиры её рейсов постоянно жаловались на условия на борту самолётов и благодарили Создателя после благополучного приземления.
Инициировала череду проверок Восточно-Сибирская транспортная прокуратура. Того же 24 июля, в день авиакатастрофы, прокурорские заявили, что намерены проверить "исполнение требований законодательства о безопасности полётов, защите прав пассажиров и их родственников". После гибели всех 48 человек, находившихся на борту рухнувшего Ан–24, вопросы возникли к условиям технического обслуживания самолёта и подготовки экипажа.
На следующий день к основательной инспекции авиакомпании решили присоединиться Росавиация и Ространснадзор. Хотя к последнему из списка ведомств к самому есть вопросы. Месяцем ранее Ространснадзор выявил в "Ангаре" многочисленные нарушения. В частности, выяснилось, что ремонт лайнеров зачастую был только на бумаге. Например, по документам борты проверяли специалисты, у которых в тот день был выходной. В результате инспекции временно были отстранены от полётов 8 судов, а от проведения ТО – 4 сотрудника "Ангары".
Получается – не те борты отстранили от полётов? Или тщательнее нужно проверять не только авиакомпанию, но и тестировать уровень подготовки пилотов?
И как между собой соотносятся две реальности: многомиллионные прибыли авиакомпании и удручающее техническое состояние самолётов? Что думает по этому поводу совладелец "Ангары" – экс-губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко? В этом пытался разобраться amic.ru.
Недопустимое снижение?
Сразу после крушения глава Амурской области Василий Орлов озвучил две основные версии крушения пассажирского самолета Ан-24 в Тынде. Здесь ничего нового – стандарт после каждой подобной катастрофы: техническая неисправность лайнера и ошибка пилотов. Следственный комитет России возбудил уголовное дело.
"Дедушка российской авиации" выполнял в этот день обычный рейс по маршруту Хабаровск – Благовещенск – Тында. После в СМИ прошла информация, что пассажиры Ан-24 жаловались на его состояние перед вылетом. Сошедшие с самолета в Благовещенске рассказали, что заметили в салоне испарения возле багажной полки.
В конечный путь назначения лайнер отправился из Благовещенска с более чем 2-часовым опозданием. Почему задержали рейс, была ли внезапно выявленная неисправность, сейчас выясняет следствие. Возможно, что задержка вылета была связана с неблагоприятными погодными условиями – в Тынде с самого утра была низкая облачность, и шёл дождь.
Второй вопрос у следователей – почему пилоты не стали садиться с первого раза, а пошли на второй круг? Вылетев из Благовещенска в 11:21, "Ан" в 12:58 пропал с радаров. Через 3 часа в 15 км от Тынды обнаружат обломки рухнувшего лайнера.
Тогда сразу и стали обсуждать версию катастрофы – ошибка пилотов. По этой версии старенький самолёт мог зацепить сопку при заходе на посадку в условиях плохой видимости.
49-летний, но вполне надежный
Сам по себе Ан–24 – старый турбовинтовой пассажирский самолёт 3-го класса для линий малой и средней протяжённости, который выпускали в СССР с 1962 по 1979 годы. Разбившийся "Ан" находился в эксплуатации 49 лет.
Как прокомментировал СМИ бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов, Ан–24 – очень удачный лайнер в плане безопасности полётов, один из лучших в мире по этому показателю. "Аннушку" (как называли самолёт пилоты) снабдили двумя мощными двигателями. В экстренных ситуациях он может успешно садиться на лёд, неровный грунт и в грязь.
Разбившийся борт в 2021 году прошёл все комиссии и получил сертификат лётной годности до 2036 года. Но этот факт как-то не согласуется с десятками жалоб пассажиров в соцсетях на состояние Ан–24, состоящих в авиапарке "Ангары", такого смысла:"Летишь и молишься. Всё будто держится на честном слове, а салон – тихий ужас. Заходишь в самолёт, и чувствуешь себя как в консервной банке".
Однако гендиректор авиакомпании Сергей Саламатов заявил СМИ, что отправившийся в роковой рейс RA–47315 борт был полностью исправен, а командир воздушного судна был опытным пилотом с 11 тысячами часов налета.
Тем не менее самолёт разбился, "похоронив" 48 человек. Если всё так гладко по его техническому состоянию, то вопросы стоит задавать не только проверяющим структурам, но и к руководству авиакомпании "Ангара"?
Из губернаторов в авиаторы
Из официальных источников известно, что авиакомпания "Ангара" работает с 2000 года. Входит в группу компаний "Истлэнд", учредителем и руководителем которой является экс-губернатор Иркутской области (с 2012 по 2015 год) Сергей Ерощенко. Лайнеры авиакомпании летают из Иркутска в северные города Приангарья, обслуживают внутренние рейсы в Бурятии и других дальневосточных регионах. В парке компании самолёты Ан–24, Ан–26–100, а также вертолеты Ми-8 различных модификаций.
Прибыли хоть и упали, но позволяют авиакомпании крепко "держать эшелон" в 300 миллионов рублей, например, по итогам 2024 года.
Но есть также в открытом доступе и источники. Если верить этим ресурсам, то на роковой для компании и почти 50 россиян день 24 июля Росавиация назначила совещание. Повод – вопрос об аннулировании сертификата компании. Но самолёт разбился за несколько часов до этого.
Резонно будет спросить: почему несмотря на выявленные раньше многочисленные нарушения "Ангара" продолжала летать?
Здесь пока можно только делать предположения. И первое в том, что Сергей Ерощенко – не просто бизнесмен. Крепкие связи экс-губернатора Иркутской области в кругу политических тяжеловесов страны могли обеспечить "Ангаре" особое отношение со стороны регуляторов.
Иначе как объяснить, что в 2010 годы без тендеров "Ангара" получала госзаказы на медицинские и лесопатрульные рейсы. А уже упомянутые проверки от Ространснадзора в 20-е годы были, мягко говоря, сочинёнными на бумаге, и носили формальный характер.
Статус собственника оказался важнее жизней пассажиров?
Первые выводы без всяких расследований
Произошедшая вовсе неслучайно авиакатастрофа также показала, что легенда далеко не всегда является сказкой со счастливым концом. Каким бы замечательным по конструкторскому гению ни был самолёт, у него тоже наступают возрастные усталость и изношенность. Ещё проще: ремонт лайнера становится всё дороже с каждым годом – "лекарства" требуется больше и "рецепты лечения" становятся всё более радикальными.
Добавим сюда, что в 2022 году закрылся крупный завод в Ростове, где ремонтировали (меняли) двигатели на Ан–24 и Ан–26. Про "колыбель" самолётов КБ Антонова – украинский "Мотор Сич" - и говорить не приходится.
Осталось, правда, одно предприятие в Иванове, которое занимается реабилитацией планеров этих моделей самолётов. Но кому ж из функционеров авиакомпаний хочется платить за такой ремонт до 100 миллионов рублей? И при этом не на месте стоянки лайнера, а на самом заводе, куда самолёт нужно перегнать и доплачивать за "стоянку"?
Да, есть намерения до 2030 года передать авиаперевозчикам до 100 новеньких Ил–114-300 на замену престарелых "Аннушек". Но это намерения. В нынешних условиях конфронтации (и горячей, и холодной) с "коллективным Западом" гарантировать сроки вряд ли возможно.
А самолёты должны летать и перевозить пассажиров. Безопасно. Чтобы подобные трагедии не приобрели постоянный статус отложенных, но не решенных.