Минфин ограничивает бюджетную самостоятельность дотационных регионов

Дотационные регионы обяжут согласовывать свои расходы с Минфином. Подробности сообщает "Независимая газета".

В конце прошлой недели Правительство РФ приняло за основу изменения в Бюджетный кодекс, которые в числе прочих, ужесточают контроль со стороны государства за расходованием федеральных средств, поступающих в регионы. Ограничения вводятся в отношении тех субъектов Федерации, доля федеральных трансфертов в бюджетных расходах которых превышает 20%. Власти этих субъектов Федерации будут обязаны соблюдать "налоговое и бюджетное законодательство и определенную норму расходов на оплату труда госслужащих и содержание органов государственной власти". Иными словами, под контроль федерального Центра попали зарплаты чиновников в этих регионах. Более суровые ограничения вводятся для регионов, доля федеральных дотаций в бюджетах которых превышает 60%. Они вообще утратят всякую финансовую самостоятельность, так как будут обязаны согласовывать любые траты с Минфином.

Выступая с докладом, замминистра финансов Татьяна Голикова отметила, что предстоит большая работа при прохождении соответствующих поправок в Госдуме. По ее словам, над соответствующим законопроектом работа велась с апреля 2004 года. В то же время по окончании заседания она затруднилась уточнить число регионов, на которые распространятся бюджетные ограничения. На вопрос "НГ" о количестве регионов, в которых дотации из федерального бюджета превышают 60%, Татьяна Голикова сообщила, что пока не готова дать детального ответа. "Но их не так много", – заметила заместитель министра.

Между тем, такая информация известна прессе. Рейтинг дотационных регионов 23 января обнародовало Минрегионразвития. Как уже сообщало ИА "Амител", Алтайский край остался в группе регионов со значительным уровнем дотаций из федерального бюджета.По данным Минрегионразвития, в Алтайском крае, а также Республиках Марий Эл, Бурятия, Чукотском АО, Пензенской, Курганской, Магаданской, Читинской областях и Республике Калмыкия, Камчатской области, Еврейской АО финансовая помощь из федерального бюджета в январе-октябре 2006 года составила от 40% до 60%.

А по данным научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, более 60% бюджета формируется за счет дотаций из Центра примерно в десятке регионов. Почти в двадцати регионах доля трансфертов не превышает 20% их бюджетов. Таким образом, получается, что финансовые ограничения распространяются более чем на шесть десятков субъектов Федерации.

Комментируя правительственные нововведения, опрошенные "НГ" эксперты сошлись во мнении, что межбюджетные отношения Центра и регионов рано или поздно пришлось бы корректировать. По мнению ведущего научного сотрудника Института системного анализа РАН, профессора МГУ Ольги Кузнецовой, проблема изначально заключалась в том, что регионам невыгодно снижать собственную зависимость от федеральных трансфертов. "Для того чтобы ее решить, необходимо либо пересмотреть все межбюджетные отношения, проведя радикальную реформу в этой сфере, либо ограничиться косметическими исправлениями, – заявила эксперт. – Судя по всему, правительство выбрало второй путь, но оценить его эффективность пока довольно сложно". По ее мнению, одним из способов решения проблемы мог бы стать переход к системе отрицательных трансфертов по аналогии с германской моделью. "Там при горизонтальном перераспределении доходов налоги между Федерацией и регионами делятся таким образом, чтобы регионам в целом хватало бы средств на выполнение своих полномочий, а далее средства перераспределяются от богатых регионов к бедным, при этом средства из федерального бюджета не поступают, – отмечает Кузнецова. – Богатые регионы отдают в фонд перераспределения определенный процент от превышения доходов над средним по субъектам Федерации, а средства изымаются по прогрессивной шкале. В этом случае регионы-доноры всегда знают, какая часть прироста собственных доходов окажется у них, а какая пойдет на помощь регионам-реципиентам".

В свою очередь, Евгений Ясин считает нынешнее решение правительства логичным, и другого варианта в нынешней ситуации нет. "Можно было бы перейти к германской модели, тем более что в свое время мы ее списывали, – отметил экономист. – Но при нынешней централизации власти других вариантов заставить губернаторов целенаправленно расходовать государственные средства просто не существует".

Читайте полную версию на сайте