Как не попасть на «мобильный лохотрон»: советы барнаульцам

Эксперты газеты "Вечерний Барнаул" дали советы, как распознать мошенничество

Эксперты газеты "Вечерний Барнаул" дали советы, как распознать мошенничества при помощи сотовых телефонов и бороться с ними.

"Мобильные ловушки"

Одно из самых распространенных мошенничеств – "акции" оператора. Абонент получает сообщение об акции, якобы проводимой оператором. Предложения могут быть разными. Например, до конца недели или даже жизни бесплатно звонить по стране при условии, если абонент отошлет в службу информационной поддержки оператора коды нескольких карт оплаты (телефоны прилагаются). Позже выясняется, что оператор никакой акции не проводил, а карты оплаты пополнили счет мошенника.

Что делать?

Сециалист по безопасности одного сотового оператора советут: получив на свой номер любое предложение об акции, нужно уточнить информацию в службе поддержки клиентов.

Ложный приз

Другое распространенное мошенничество, когда вам приходит СМС-сообщение с радостным известием о том, что вы стали счастливым обладателем приза. Хотя лжеведущий может и сам позвонить на ваш мобильный и поздравить с выигрышем ценного приза. В первом случае вас попросят дозвониться на радиостанцию, а в другом - сам лжеведущий расскажет о том, что вы выиграли телефон, который вам сразу же подключат. Надо лишь в течение 30 минут купить карту пополнения счета вышеназванной компании и сообщить ее данные диджею. Выполнив все условия и отправившись за призом, обманутый абонент узнает, что на радиостанции подобного конкурса никто не проводил, а деньги с купленной карточки мошенники давно перевели на свои счета.

Что делать?

В таких случаях следует "пробить" в справочной телефон озвученной радиостанции и выяснить подробности сомнительной лотереи.

"Случай с родственником"

Самый безжалостный способ мошенничества. Когда человек взволнованным голосом сообщает, что с вашим близким родственником приключилась беда (попал в аварию, сбил человека). При этом, конечно, у пострадавшего как назло сломался телефон, разрядилась батарея, а звонков предстоит сделать еще очень много, поэтому необходимо пополнить баланс позвонившему "доброжелателю". Находясь в стрессовом состоянии, люди легко соглашаются помочь. Сложнее всего и суммы больше, когда мошенник сообщает, что для улаживания проблем вашего близкого (откупиться от пострадавших в ДТП или с органами милиции) необходимо заплатить крупную сумму (от 300 до 1500 долларов).

Что делать?

В такой ситуации необходимо обязательно перезвонить тому самому близкому родственнику, о проблемах которого толкует мошенник. Следующим шагом должно стать обращение в правоохранительные органы. Только когда обманутые абоненты будут хотя бы пытаться наказать мошенников, таких случаев станет меньше.

СМС-просьба

В последнее время абоненты сотовых операторов стали получать СМС с просьбой: "У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, если он не отвечает, положи на него… рублей и перезвони". И люди, считая, что это какой-то старый знакомый, которого они забыли занести в записную книжку, живо реагируют на эту просьбу.

Кстати, еще более жесткая форма мошенничества, когда с неизвестного номера приходят сообщения с просьбой пожертвовать деньги на сложную операцию по спасению жизни больного ребенка.

Что делать?

Не реагировать на такого рода сообщения. Если номер абонента, приславшего сообщение, не отвечает, значит, за ним скрывается мошенник. А лучше обратиться в милицию.

"Платный код"

Это уже совсем хитрая комбинация. Вам может позвонить человек, представившийся сотрудником службы техничиеской поддержки сотового оператора, с предложением подключить новую эксклюзивную услугу. Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку липового сотрудника код, который является комбинацией для осуществления перевода средств со счета абонента на счет мошенников.

Ложный штраф

Не спешите искренне верить, если человек на другом конце провода, представившись сотрудником службы поддержки оператора сотовой связи, сообщит вам о том, что при замене тарифного плана вы не оповестили оператора или не внесли своевременную плату, за что вам необходимо заплатить штраф. А для этого достаточно отправить номера карт оплаты на определенный номер. Так вы лишь пополните счет мошенника. Обычно лжеоператор угрожает отключением вашего номера, но, согласно закону, об этом предупреждают за 60 дней. Так что никаких срочных мер в такой ситуации предпринимать не следует.

Что делать?

Уточнить наличие акции или штрафных санкций в службе поддержки клиентов своего оператора.

"Ошибочный перевод средств"

В последнее время мои знакомые стали получать СМС, оповещавшие о поступлении средств на счет с помощью услуги "Мобильный перевод". Но они не успевали даже обрадоваться. Сразу после этого раздавался звонок, и голос в трубке начинал утверждать, будто только что по ошибке перевел деньги на их номер. Естественно, просил вернуть обратно тем же "Мобильным переводом". Никто из моих знакомых на эту удочку не попался. Не попадайтесь и вы!

Безнаказанные мошенники

Как правило, таких мошенников поймать достаточно трудно, но возможно. А тот факт, что большинство обманутых абонентов не обращаются в правоохранительные органы, лишь подстегивает их к более сложным махинациям.

- Я уверен, что мошенник, который зарабатывает на мелких видах обмана, получая на свой счет по 10-50 рублей, обязательно захочет большего. Почувствовав безнаказанность, в следующий раз он провернет аферу на более крупную сумму. Не надо плодить мошенников, отмалчиваясь об их делах, - считает старший прокурор Прокуратуры Алтайского края Сергей Злобин.

Мнение психолога

Психолог Елена Семьянова советует в любой ситуации соблюдать принцип обратной связи. Что бы вам ни сообщили, уточните информацию, убедитесь в правдивости источника.

Читайте полную версию на сайте