"Есть монгольское мясо и пить китайское молоко": алтайские животноводы вынуждены резать скот

Лидеры в убытках: ведущее хозяйство Троицкого района Алтайского края находится на грани распада. Как живут или, скорее, выживают алтайские крестьяне в сюжете журналистов телепроекта "Наши новости" ("НН").

Молочные берега хозяйства ООО "Нива" в скором времени могут превратиться в долговые берега. Ещё недавно лучшие в районе, сегодня - существуют, - с вопросом "Как жить дальше?". Виной всему — резкое понижение закупочных цен на молоко . Скачок с 13, 5 рублей на 9 за литр - поставил многие хозяйства края в безвыходное положение.

"Себестоимость молока понизилась, а стоимость на рынке - возросла. Принимают у нас по 9, а в магазинах продают обезжиренное молоко по 26 рублей. Держимся на том, что маслосырзавод должен нам деньги. Задолженность за 2 месяца, а потом вообще я думаю будет рублей по 6-7 рублей", - поясняет руководитель хозяйства ООО "Нива" Сергей Зименков.

Маслосырзавод - это единственное место, куда местные производители молока могут сбывать свой товар. Вот только на сегодняшний день, то ли в связи с кризисом, то ли ещё с чем, задолженность завода перед хозяйством почти 600 тысяч рублей. Чем выдавать зарплату людям, на что содержать скот и чем платить за электроэнергию здесь пока не знают.

"Нет не продержимся! Если коровы будут давать убыток, то в следующем году мы точно не продержимся, и будем, наверное, вырезать скот", - говорит Сергей Зименков.

Вырезать скот. Для хозяйства, которое в 2005 году начинало с нуля, выкупив коров у обанкротившегося предприятия. И буквально за четыре года нарастило поголовье до 500 голов. Альтернативу — как выжить — предложили сами животноводы — продавать молоко в бочках на улицах Барнаула, к тому же закон разрешает.

"Почему нам, здоровому хозяйству, не разрешить продавать молоко, - со всеми сопроводительными документами? Это будет конкуренция маслосырзаводам. Может тогда они одумаются. Но не разрешают продавать — Россельхознадзор запрещает. Продают многие, но подпольно, пока не поймали", - сообщил Сергей Зименков.

Вариант этого выхода из кризиса тоже ушёл в знак вопроса. Вариант второй — продавать прошлогоднее зерно и на эти средства содержать хозяйство. Но цены на зерно тоже понизились. На эту выручку можно будет просуществовать только до лета. Если хозяйство, говоря простым языком, "загнётся" - без работы и средств к существованию останется порядка 60 человек. Они итак уже почти 2 месяца находятся без зарплаты. Правда, никто не увольняется — идти в селе больше некуда.

Зинаида Мелехова, доярка ООО "Нива", говорит: "Тяжело конечно. Молоко совсем дешёвое стало. Продаём, чтобы так...Наша продукция совсем не ценится. Они бы рады выплачивать зарплату. Перебиваются из каких-то средств".

Подобная ситуация не только в этом хозяйстве. Некоторые животноводы уже устали выживать и готовы отдать даром своё поголовье, лишь бы избавиться от этой головной боли.

"Если мы надаиваем 10 литров на корову зимой, то соседи 5,4. Как они выживают, я вообще не представляю. Нам говорят, что молоко подешевело, начались выпаса. Но все деньги закладываются летом. И мы на выпаса уже второй год подряд выходим в мае, июне. Колхозникам это не понятно", - делится наболевшим Сергей Зименков.

"Не понятно также и то, почему продукты первой необходимости, такие как молоко и зерно, сегодня находятся в упадке. Сегодня, уже отчаявшись, руководство хозяйства шутит - в скором будущем мы будем есть монгольское мясо и пить китайское молоко", - резюмируют журналисты "НН".

Читайте полную версию на сайте