Алтайский политолог Юрий Чернышов: кто именно является "соотечественником"?

Известный алтайский политолог, заведующий кафедрой всеобщей истории и международных отношений АлтГУ, директор Алтайской школы политических исследований Юрий Чернышов прокомментировал сегодня, 22 марта, корреспонденту ИА REGNUM Новости законопроект о соотечественниках.

Напомним, в Государственную думу РФ внесен правительственный законопроект, уточняющий понятие "соотечественники за рубежом" и исключающий возможность автоматически причислять к соотечественникам всех лиц, проживающих в государствах, входивших в состав бывшего СССР. Как сообщил глава МИД Сергей Лавров, суть нововведений "состоит в том, чтобы, не отказываясь от оказания в случае необходимости гуманитарной помощи, нацелиться на укрепление взаимодействия России с русскоязычным миром, консолидировать российские общины, а также содействовать сохранению российского этнокультурного пространства с использованием не только возможностей федерального центра, но и субъектов Федерации, а также неправительственных объединений".

"Термин "соотечественники" относится к тем "обманчиво-определенным" понятиям, которые широко употребляются, но имеют довольно размытый смысл (таковы же, например, понятия "культура", интеллигенция" и т.д.)", -  отметил алтайский политолог, он также подчеркнул, что осенью 2009  года он выступал на IV Всероссийском конгрессе политологов именно по этой теме.  "Там было заседание, организованное Фондом "Русский мир", и много говорилось о необходимости помощи "соотечественникам за рубежом. Но когда я попросил дать четкие критерии определения, кто именно является "соотечественником", а кто нет, аудитория пришла к выводу, что над этим надо еще работать", - подчеркнул политолог.

Юрий Чернышов подчеркивает, что нетрудно убедиться, что ни один отдельно взятый критерий здесь не подходит. Вот, например, некоторые из них:

"По вере. В Российской империи под "соотечественниками" часто понимали "православных", "единоверцев". Однако сейчас этот критерий явно узок и противоречит Конституции (нельзя исключать из этого круга "иноверцев" и атеистов). По "крови". Это еще более узкий и еще более спорный критерий для такой многонациональной страны, как Россия, являющаяся правопреемницей многонационального СССР.

По языку. Даже среди жителей СССР было немало людей, почти не владевших русским языком; тем более неверно было бы считать "соотечественниками" всех тех, кто просто умеет говорить по-русски.

По гражданству. Формально-юридический подход создает иллюзию определенности, и именно он был заложен в "Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом" (утверждены постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 года №1064). Однако и этот подход слишком узок, поскольку на практике круг "соотечественников" не совпадает ни с кругом "бывших советских граждан", ни с кругом лиц, имеющих российское гражданство.

По идентичности. Это люди, признающие свою общность с российской культурой, традициями, с судьбой России и т.д. В 2001 году была принята "Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", и там было сказано, что это лица, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, но связанные с Россией историческими, этническими, культурными, языковыми и духовными узами, стремящиеся сохранить свою российскую самобытность и испытывающие потребность в поддержании контактов и сотрудничестве с Россией. Конечно, это очень важный критерий, но пока нет такого прибора, который позволял бы фиксировать изменения в идентичности. А они часто происходят (диаспоры подвергаются процессам ассимиляции и т.д.)", - считает эксперт.

По мнению Юрия Чернышова, "Видимо, в связи с этим в новом законопроекте заложен еще один критерий - за основу признания соотечественниками лиц, не состоящих в гражданстве РФ, предлагается положить "принцип самоидентификации, подкрепленный соответствующей общественной или профессиональной деятельностью". Видимо, это правильно, поскольку судить о людях надо не только по словам, но и по делам. Другой вопрос - кто и насколько объективно будет разбираться во всем этом?"

"Пожалуй, самое серьезное возражение в законопроекте вызывает положение о "народах, исторически проживающих на территории" России. Здесь заложена опасная неопределенность, которая может породить множество споров и конфликтов. Мало того, что сейчас не существует такого официального списка "коренных народов". Сам этот критерий ошибочен, поскольку он заведомо дискриминирует людей по принципу их этнического происхождения", - заявил Юрий Чернышов.

"В целом этот законопроект, на мой взгляд, вносит немного больше ясности и определенности в понятие "соотечественники", однако положение об "исторически проживающих народах" необходимо из него убрать. На практике, конечно, работникам МИДа нужно будет очень гибко и комплексно подходить к этому вопросу, поскольку, кроме "соотечественников", за рубежом есть еще немало других групп людей (например, "русскоязычные общины", "любители русской культуры" и т.д.), с которыми тоже необходимо активно развивать сотрудничество", - резюмировал директор Алтайской школы политических исследований.

Читайте полную версию на сайте