Банки смогут избежать наказания за несвоевременные переводы денег

Национальный платежный совет (НПС) просит Центробанк скорректировать позицию, согласно которой вина за несвоевременный перевод денежных средств полностью лежит на кредитных организациях. Как говорится в письме президента НП НПС Андрея Емелина, направленном директору департамента регулирования расчетов ЦБ Роману Прохорову (есть в распоряжении "Известий"), нарушение могло произойти как по вине кредитной организации, так и по вине клиента.

Согласно позиции Банка России (Указание ЦБ № 2831-У от 9 июня 2012 года), кредитные организации должны фиксировать все инциденты, связанные с несвоевременными переводами средств (максимальный срок перевода — три дня). Им присваивается специальный код — "2.1".  

НП НПС в письме Прохорову предлагает причину несвоевременности перевода указывать отдельным кодом второго уровня. "Несвоевременный перевод может быть обусловлен как нарушением сроков по вине банка, так и невозможностью осуществления платежа по вине клиента, — отметил президент НПС Андрей Емелин.

Исходя из логики предложения НПС, данные в предоставляемой ЦБ отчетности нельзя будет трактовать однозначно. То есть сведения по коду "2.1" не будут однозначно указывать на вину банка, что снимет с кредитных организаций административное давление ЦБ.

Сейчас при нарушении сроков перевода регулятор может привлечь банки к административной ответственности (0,5% несвоевременно или неправильно зачисленной суммы за каждый день задержки, если иное не установлено договором). По оценке начальника аналитического управления банка БКФ Максима Осадчего, за I квартал текущего года банки были оштрафованы на 149,1 млн рублей за несвоевременные переводы, а за 2012 года — на 648,2 млн рублей. В апреле 2013 года Центробанк в своем отчете заявил о намерении более активно выявлять инциденты, связанные с нарушениями при переводе денежных средств, а, значит, сумма штрафов по всей видимости будет увеличиваться. Однако если предложения НПС будут приняты, привлечь банки к ответственности за несвоевременные переводы будет сложнее.

— В случае изменения указания появится возможность дифференцированно подходить к оценке причины задержки платежа, — говорит директор департамента банковских операций Абсолют-банка Елена Аверина. — Банки в этом случае не будут нести наказание, если ошибка произошла по вине клиента.

— Предложение НПС направлено на защиту банков, но острой необходимости в реализации этой инициативы нет, — считает директор департамента "Расчетный центр" банка "Стройкредит" Юлия Гнеднева. — Как правило, сроки переводов денежных средств зафиксированы в условиях договоров и публичных оферт. Если банк действительно допустил нарушение условий договора, он должен за это ответить, штрафные санкции будут обоснованными. Вместе с тем на практике мы не знаем случаев, чтобы банк был оштрафован за перевод, в несвоевременности которого виноват не он, а клиент.

Судебная практика по таким делам только начинает формироваться, говорит адвокат Московской коллегии адвокатов Нина Еременко, и решения, как правило, выносятся в пользу клиента при наличии достаточных оснований. Например, Углегорский городской суд в конце 2012 года взыскал со Сбербанка в пользу клиента 1820 рублей за несвоевременный перевод средств. Аналогичные решения были вынесены по спорам с участием Юниаструм-банка, Русфинанс-банка, Альфа-банка и т.д. По оценке председателя Союза потребителей России Петра Шелища, 90% споров, связанных с несвоевременным переводом денежных средств, решаются в пользу граждан.


Читайте полную версию на сайте