Банки смогут избежать наказания за несвоевременные переводы денег
04 июня 2013, 09:59, ИА Амител
Национальный платежный совет (НПС) просит Центробанк скорректировать позицию, согласно которой вина за несвоевременный перевод денежных средств полностью лежит на кредитных организациях. Как говорится в письме президента НП НПС Андрея Емелина, направленном директору департамента регулирования расчетов ЦБ Роману Прохорову (есть в распоряжении "Известий"), нарушение могло произойти как по вине кредитной организации, так и по вине клиента.
Согласно позиции Банка России (Указание ЦБ № 2831-У от 9 июня 2012 года), кредитные организации должны фиксировать все инциденты, связанные с несвоевременными переводами средств (максимальный срок перевода — три дня). Им присваивается специальный код — "2.1".
НП НПС в письме Прохорову предлагает причину несвоевременности перевода указывать отдельным кодом второго уровня. "Несвоевременный перевод может быть обусловлен как нарушением сроков по вине банка, так и невозможностью осуществления платежа по вине клиента, — отметил президент НПС Андрей Емелин.
Исходя из логики предложения НПС, данные в предоставляемой ЦБ отчетности нельзя будет трактовать однозначно. То есть сведения по коду "2.1" не будут однозначно указывать на вину банка, что снимет с кредитных организаций административное давление ЦБ.
Сейчас при нарушении сроков перевода регулятор может привлечь банки к административной ответственности (0,5% несвоевременно или неправильно зачисленной суммы за каждый день задержки, если иное не установлено договором). По оценке начальника аналитического управления банка БКФ Максима Осадчего, за I квартал текущего года банки были оштрафованы на 149,1 млн рублей за несвоевременные переводы, а за 2012 года — на 648,2 млн рублей. В апреле 2013 года Центробанк в своем отчете заявил о намерении более активно выявлять инциденты, связанные с нарушениями при переводе денежных средств, а, значит, сумма штрафов по всей видимости будет увеличиваться. Однако если предложения НПС будут приняты, привлечь банки к ответственности за несвоевременные переводы будет сложнее.
— В случае изменения указания появится возможность дифференцированно подходить к оценке причины задержки платежа, — говорит директор департамента банковских операций Абсолют-банка Елена Аверина. — Банки в этом случае не будут нести наказание, если ошибка произошла по вине клиента.
— Предложение НПС направлено на защиту банков, но острой необходимости в реализации этой инициативы нет, — считает директор департамента "Расчетный центр" банка "Стройкредит" Юлия Гнеднева. — Как правило, сроки переводов денежных средств зафиксированы в условиях договоров и публичных оферт. Если банк действительно допустил нарушение условий договора, он должен за это ответить, штрафные санкции будут обоснованными. Вместе с тем на практике мы не знаем случаев, чтобы банк был оштрафован за перевод, в несвоевременности которого виноват не он, а клиент.
Судебная практика по таким делам только начинает формироваться, говорит адвокат Московской коллегии адвокатов Нина Еременко, и решения, как правило, выносятся в пользу клиента при наличии достаточных оснований. Например, Углегорский городской суд в конце 2012 года взыскал со Сбербанка в пользу клиента 1820 рублей за несвоевременный перевод средств. Аналогичные решения были вынесены по спорам с участием Юниаструм-банка, Русфинанс-банка, Альфа-банка и т.д. По оценке председателя Союза потребителей России Петра Шелища, 90% споров, связанных с несвоевременным переводом денежных средств, решаются в пользу граждан.
Комментарии 0