Алтайский конкурс "Журналист меняет профессию": записки сантехника о кино

Алтайский конкурс "Журналист" меняет профессию практически завершен. Журналист "Амитела" Евгений Берсенев решил поделиться впечатлением

Конкурс "Журналист меняет профессию" практически завершен. Журналист ИА "Амител" Евгений Берсенев решил поделиться соотношением правды жизни и экранного образа слесаря-сантехника - специальности, которую он осваивал. 

Проект "Журналист меняет профессию" почти завершен, остается добавить к нему последние штрихи.

В прошлый раз я обещал рассказать о сантехниках в произведениях искусства. Не надо смеяться сразу.

Как ни странно, представители этой профессии не оставались без внимания мастеров культуры. Сразу на ум приходит фильм "Афоня" Георгия Данелии с неподражаемым Леонидом Куравлевым в главной роли.


Понятно, что образ сантехника в этой ленте был использован, чтобы объяснить тягу Афонии к выпивке. Тяга эта у сантехников, уверяют знатоки, не случайна. Дело в том, что в прежние времена для дезинфекции поверхности кожи, на которую во время работы попадают разные нечистоты, сантехникам выдавался технический спирт – денатурат. Понятно, что этим спиртом доблестные труженики раковин и унитазов протирали не только руки, но и полоскали горло. Так было, говорят, положено начало традиции "сантехнических" ста грамм и профессиональной алкогольной традиции.

Данелия, правда, в своем фильме об этом не говорит, но желание Афонии постоянно поддать дает повод задуматься о том, что привычка у него могла возникнуть на вполне профессиональной основе.

Сантехник Афоня в фильме получает шанс вынуть свой счастливый билет и умерить, если не победить, зеленого змия в своей душе. В жизни, конечно, подобное удавалось далеко не всем. И образы сантехников в других фильмах тому свидетельство.

В 1978 году вышел сатирический киноальманах "По улицам комод водили" режиссеров Марка Генина и Николая Ковальского. Но художественными руководителями на съемках были Владимир басов и Леонид Гайдай. Это был такой киноальманах из нескольких новелл в духе популярного "Фитиля" (в котором, кстати, сантехники тоже появлялись). В новелле "Вредная работа" сантехник вообще предстает жадным, лживым и жуликоватым. Но пороки должны быть наказаны, и негодяя проучил клиент сантехника – врач. Если в "Афоне" виртуоз прочистки труб а замены вентилей предстает скорее непутевым, то у героя новеллы "Вредная работа" порочность уже, похоже, впиталась в поры вместе с денатуратом.

Порочность киношных сантехников росла в геометрической прогрессии. В 1989 году на экраны вышел фильм т.н. "перестроечной" волны, снятый на деньги кооператоров – "В городе Сочи темные ночи" режиссера Валерия Пичула. Одну из главных ролей в нем сыграла секс-символ советского кино Наталья Негода, звезда "Маленькой Веры" (между прочим, ее партнер по этому фильму, тоже секс-символ советского и российского кино Андрей Соколов в молодости получил 3-й разряд слесаря-сантехника).

Другим центральным персонажем в "сочинской" ленте стал сантехник Степаныч, матерый аферист, сыгранный Алексеем Жарковым. Тут уже можно было углядеть культивирование образа сантехника не просто как мелкого жулика, как в "Комоде..", но махрового и злостного нарушителя закона и беспредельщика, у которого прямо-таки потребность наживаться на чужом горе. А чего вы еще хотели видеть на деньги кооператоров, промышлявших большей частью торговлей?


Попытка "реабилитировать" образ сантехника в отечественном кино была предпринята лишь недавно – в фильме "Дурак" пока еще не слишком известного режиссера Юрия Быкова. Там молодой слесарь-сантехник Дмитрий Никитин (его играет не имеющий пока больших регалий актер Артем Быстров) после разных испытаний – моральных и материальных - становится спасителем большого количества людей и народным героем. Не исключено, что после "Дурака" сантехник еще появится на экране уже как спаситель мира, который, пока еще в переносном смысле, рискует погибнуть от нечистот цивилизации. А вы что думаете? – престиж специальности сегодня минимален, настоящих мастеров очистки канализаций и установки смесителей сегодня не так много. А тут еще и метафизический аспект подверстать можно…. Чем черт не шутит. Русская душа широка. И у нашего режиссера особенно.  


За бугром, честно говоря, в их извечной буржуинской морали, я не ждал никаких открытий. Там в сантехники зазывали сомнительным сексуальным началом, будто бы присутствующем в профессии. Фрейдисты, мать их!... Думаю, подростки 90-х тайком поглядывали немецкие и шведские фильмы для взрослых, в которых сантехники вытворяли с пышногрудыми блондинками самые что ни есть взрослые дела.

Немного приличней сантехник предстает в эротической комедии Стэнли Лонга "Приключения приятельницы сантехника", вышедшей в 1978 году. Создатель фильма вообще попытался соригинальничать. Молодой человек в нем только выдает себя за сантехника, а на деле ищет сексуальных утех. Вышло не слишком убедительно и забавно лишь мелкими эпизодами. В общем. Мысль западного режиссера эксплуатирует засевшие в фрейдистском сознании западного обывателя образы.

Наш "Дурак", конечно, вышел по замыслу и по типажу поинтереснее и масштабнее. И сей факт дает надежду, что, может, дождемся еще вывода людей такой неоднозначной в киношном плане специальности (то жулики, то выпивохи, то аморалы сплошные) на новый уровень осмысления.

И последнее. Заголовок материала взят мною у книги популярного интернет-персонажа и автора забавных переводов западных лент Дмитрия Пучкова (он же "Гоблин"). В представлении книги он написал ее суть:

"…- какие бывают "великолепные дубляжи" и "достойные субтитры";

- о тотальной нехватке времени и как с ней бороться;

- для чего пишут книжки и снимают кино;

- ожидаются ли смешные переводы от "Божьей искры";

- каких интересных, страшных и необычных людей видел в жизни;

будет ли предел наплыву идиотов..".

Мда, в слове "наплыв" есть что-то сантехническое… Впрочем, это уже отдает канализационным фрейдизмом. Посему, продолжать не буду. Пока не буду. 

Читайте полную версию на сайте