Верховный суд против "такой" борьбы с пьянством на дорогах

Верховный суд РФ дал отрицательный отзыв на законопроект по ужесточению ответственности нетрезвых водителей.

Верховный суд дал отрицательный отзыв на законопроект Ирины Яровой, ужесточающий наказание для пьяных водителей. Суд посчитал, что инициатива не снизит аварийность, но приведет к появлению в стране сотен тысяч новых уголовников. Однако депутаты вовсе не обязаны следовать рекомендациям ВС – для соблюдения процедуры принятия законопроекта им необходимо получить от судей сам отзыв.

Как уже ранее сообщал "АвтоАмик", на традиционном совещании с вице-премьерами, которое прошло 14 января, председатель правительства России Дмитрий Медведев четко дал понять, что никакого возвращения минимального порога уровня промилле автолюбителям ожидать не стоит. А вот ужесточение наказание – вещь вполне реальная, и это должно произойти уже в самом скором времени.

Медведев напомнил, что широко обсуждаемые в минувшем году поправки в законодательство об ужесточении наказания за "пьяное" вождения приобрели форму вполне конкретного законопроекта. "Это в створе тех предложений, которые были мной сформулированы и которые мы обсуждали во время неоднократно проводимых совещаний на эту тему, пора воплощать их в жизнь. Я, естественно, поговорю на эту тему и с руководством партии "Единая Россия", фракции в Государственной Думе, я имею в виду - для того чтобы ускорить продвижение этого законопроекта", - заявил он.

По данным "Газеты.Ru", несмотря на то, что соответствующий законопроект был внесен в Госдуму депутатом Вячеславом Лысаковым еще в октябре, в правительстве в последнее время явно делают ставку на другой проект, инициатором которого выступает коллега Лысакова по фракции "Единая Россия" Ирина Яровая. Поправки, предложенные ею, предлагает только ужесточение за езду в нетрезвом состоянии и за ее последствия и не касается проблемы отмены так называемого "нулевого промилле", когда пьяным считается водитель, в крови которого присутствует любое, даже незначительно содержание алкоголя.

Именно по этому принципиальному вопросу депутатЛысаков, чей законопроект помимо ужесточения ответственности, предлагает и ряд других новшеств в этой сфере, разошелся с позицией Дмитрия Медведева и других высших чиновников и депутатов.Пока законопроект Лысакова уже четвертый месяц ждет отзыва от правительства (документ был направлен туда 15 октября, хотя по закону ответ на него должен быть дан в течение месяца. — "Газета.Ru"), на внесенный 10 декабря в Госдуму законопроект Яровой кабинет министров дал положительный отзыв уже спустя неделю. 

Для соблюдений дальнейшей процедуры документу необходимо было заручиться и отзывом от Верховного суда. Таковой был составлен 11 января за подписью зампреда председателя ВС Анатолия Толкаченко, однако вопреки ожиданию мнение судей стало для сторонников законопроекта неприятным сюрпризом - ВС посчитал документ недоработанным и отказался его поддерживать.

Яровая предлагает наказывать пьяных водителей, впервые допустивших такой проступок, лишением прав на два года и штрафом в 50 тыс. рублей (сейчас для всех нарушителей предусмотрено лишение прав на срок от полутора до двух лет. – "Газета.Ru"). Для тех, кто попадется на пьяной езде вторично, Яровая предлагает ввести в УК РФ новую статью 264 прим. 1, по которой пьяных водителей, ранее лишенных водительских прав за аналогичное правонарушение, будут наказывать штрафом в 200 тыс. рублей или принудительными работами до двух лет либо арестом на шесть месяцев.

Также законопроектом предлагается ужесточить наказание для пьяных автомобилистов, спровоцировавших ДТП. В случае гибели одного человека пьяный водитель должен быть лишен свободы на срок от 2 до 10 лет (сейчас наказание за это предусматривает лишение свободы на срок до семи лет. – "Газета.Ru"), а если жертв было несколько — от 5 до 15 лет (в настоящее время — до 9 лет колонии). Существующую сейчас форму наказания за эти нарушения в виде исправительных работ Яровая предложила упразднить. Кроме того, для пьяных водителей, у которых вообще нет водительских прав, она предложила ввести наказание в виде ареста на срок до 15 суток или штраф в размере 30 тыс. рублей.

Ознакомившись с законопроектом, в Верховном суде посчитали его узконаправленным. По мнению авторов отзыва, снижению количества ДТП с участием пьяных водителей "может способствовать только системный подход к совершенствованию законодательства в области безопасности дорожного движения", а также усиление мер, позволяющих сделать наказание неотвратимым.

"Однако законопроект не предусматривает внесения изменений в действующее законодательство, которые обеспечивали бы комплексное решение обозначенной проблемы", — говорится в отзыве.

Предложение Яровой увеличить максимальный размер наказания по ч. 6 ст. 264 УК РФ до 15 лет лишения свободы в ВС сочли противоречащим ч. 5 ст. 15 УК РФ. В случае ужесточения наказания данное преступление будет соответствовать категории особо тяжких, к которым по закону относятся только умышленные преступления.

Кроме того, в ВС посчитали, что необходимость введения новой уголовной статьи 264 прим. 1 "требует дополнительной аргументации". По мнению Яровой, необходимость введения данной статьи обусловлена тем, что лишенный водительских прав пьяный водитель "изначально совершает умышленное противоправное деяние против общественной безопасности, находясь в состоянии опьянения". 

Вместе с тем судьи считают, что схожие деяния вполне могут совершить и те граждане, у которых водительского удостоверения нет и никогда не было. "Однако привлечение таких лиц к уголовной ответственности законопроектом не предусматривается", — пишет в отзыве Толкаченко.

Одним из главных недостатков законопроекта, по мнению судьи ВС, является то, что его принятие повлечет "значительный рост судимости в стране". В частности, речь идет о переводе в уголовную плоскость ч. 3 ст. 12.8 КоАП, по которой сейчас несут административную ответственность лишенные или не имеющие водительских прав пьяные водители (предусматривает арест до 15 суток или штраф в размере пяти тысяч рублей. – "Газета.Ru"): Яровая предлагает внести эту часть в 264-ю статью УК.

Нашлись к тексту и претензии юридико-технического характера, связанные с неточностями в терминологии и расплывчатостью формулировок. Поспешность при разработке закона проявила себя и в том, что наказание по ст. 264 прим. 1 УК предусматривает лишение права управления ТС, что не относится ни к одному из видов наказаний, перечисленных в статье 44 УК, регламентирующей виды уголовной ответственности. То есть, этой статьей такого отдельного уголовного наказания, как лишение прав, не предусмотрено.

"С учетом изложенного проект федерального закона в части внесения изменений в УК РФ в представленной редакции не поддерживается", - резюмирует Толкаченко. 

Вместе с тем позиция ВС остается лишь его собственной позицией и вовсе не обязательно, что депутаты примут ее во внимание. "Это просто мнение, и оно никак не влияет на позицию Госдумы, — заявил "Газете.Ru" адвокат Лев Воропаев, нередко отстаивающий в судах высшей юрисдикции права автомобилистов. – Для принятия закона нужно иметь сам отзыв, а каким он будет — вопрос, по сути, второстепенный. Мнение высказано, его услышали, но дальше уже все на усмотрение депутатов, которые и принимают законы".

Отметим, 17 января Советом Государственной Думы был рассмотрен законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения".

Данные поправки направлены на ужесточение наказания за управление автомобилем в состоянии опьянения, что повлекло за собой ДТП. Ответственным за проект федерального закона был назначен проект федерального закона комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству .

В свою очередь, комитет, рассмотрев законопроект, охарактеризовал его как "соответствующий части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы". До 17 февраля будут приниматься отзывы, предложения и замечания в проект, а уже в конце февраля "нашумевший" законопроект планируется принять в первом чтении.

Опрос на ИА "Амител":


Пьете ли Вы за рулем?
никогда 582 чел.
очень редко 80 чел.
иногда позволяю себе 0,5 л. пива 47 чел.
могу выпить 100-200 гр. водки 32 чел.
часто сажусь за руль пьяным 81 чел.
Всего проголосовало: 822 чел.
Читайте полную версию на сайте