Верховный суд против "такой" борьбы с пьянством на дорогах
Верховный суд РФ дал отрицательный отзыв на законопроект по ужесточению ответственности нетрезвых водителей.
18 января 2013, 11:23, ИА Амител
Верховный суд дал отрицательный отзыв на законопроект Ирины
Яровой, ужесточающий наказание для пьяных водителей. Суд посчитал, что
инициатива не снизит аварийность, но приведет к появлению в стране сотен тысяч
новых уголовников. Однако депутаты вовсе не обязаны следовать рекомендациям ВС
– для соблюдения процедуры принятия законопроекта им необходимо получить от
судей сам отзыв.
Как уже ранее сообщал "АвтоАмик", на традиционном
совещании с вице-премьерами, которое прошло 14 января, председатель
правительства России Дмитрий Медведев четко дал понять, что никакого
возвращения минимального порога уровня промилле автолюбителям ожидать не стоит.
А вот ужесточение наказание – вещь вполне реальная, и это должно произойти уже
в самом скором времени.
Медведев напомнил, что широко обсуждаемые в минувшем году
поправки в законодательство об ужесточении наказания за "пьяное" вождения
приобрели форму вполне конкретного законопроекта. "Это в створе тех
предложений, которые были мной сформулированы и которые мы обсуждали во
время неоднократно проводимых совещаний на эту тему, пора воплощать
их в жизнь. Я, естественно, поговорю на эту тему и с руководством партии
"Единая Россия", фракции в Государственной Думе, я имею в виду - для того чтобы
ускорить продвижение этого законопроекта", - заявил он.
По данным "Газеты.Ru",
несмотря на то, что соответствующий законопроект был внесен в Госдуму депутатом
Вячеславом Лысаковым еще в октябре, в правительстве в последнее время явно
делают ставку на другой проект, инициатором которого выступает коллега Лысакова
по фракции "Единая Россия" Ирина Яровая. Поправки, предложенные ею,
предлагает только ужесточение за езду в нетрезвом состоянии и за ее последствия
и не касается проблемы отмены так называемого "нулевого промилле", когда пьяным
считается водитель, в крови которого присутствует любое, даже незначительно
содержание алкоголя.
Именно по этому принципиальному вопросу депутатЛысаков, чей законопроект помимо ужесточения ответственности, предлагает и ряд
других новшеств в этой сфере, разошелся с позицией Дмитрия Медведева и других высших
чиновников и депутатов.Пока законопроект Лысакова уже четвертый месяц ждет
отзыва от правительства (документ был направлен туда 15 октября, хотя по закону
ответ на него должен быть дан в течение месяца. — "Газета.Ru"), на внесенный 10
декабря в Госдуму законопроект Яровой кабинет министров дал положительный отзыв
уже спустя неделю.
Для соблюдений дальнейшей процедуры документу необходимо
было заручиться и отзывом от Верховного суда. Таковой был составлен 11 января
за подписью зампреда председателя ВС Анатолия Толкаченко, однако вопреки
ожиданию мнение судей стало для сторонников законопроекта неприятным сюрпризом
- ВС посчитал документ недоработанным и отказался его поддерживать.
Яровая предлагает наказывать пьяных водителей, впервые
допустивших такой проступок, лишением прав на два года и штрафом в 50 тыс.
рублей (сейчас для всех нарушителей предусмотрено лишение прав на срок от
полутора до двух лет. – "Газета.Ru"). Для тех, кто попадется на пьяной езде
вторично, Яровая предлагает ввести в УК РФ новую статью 264 прим. 1, по которой
пьяных водителей, ранее лишенных водительских прав за аналогичное
правонарушение, будут наказывать штрафом в 200 тыс. рублей или принудительными
работами до двух лет либо арестом на шесть месяцев.
Также законопроектом предлагается ужесточить наказание для
пьяных автомобилистов, спровоцировавших ДТП. В случае гибели одного человека
пьяный водитель должен быть лишен свободы на срок от 2 до 10 лет (сейчас
наказание за это предусматривает лишение свободы на срок до семи лет. – "Газета.Ru"),
а если жертв было несколько — от 5 до 15 лет (в настоящее время — до 9 лет
колонии). Существующую сейчас форму наказания за эти нарушения в виде
исправительных работ Яровая предложила упразднить. Кроме того, для пьяных
водителей, у которых вообще нет водительских прав, она предложила ввести
наказание в виде ареста на срок до 15 суток или штраф в размере 30 тыс. рублей.
Ознакомившись с законопроектом, в Верховном суде посчитали
его узконаправленным. По мнению авторов отзыва, снижению количества ДТП с
участием пьяных водителей "может способствовать только системный подход к
совершенствованию законодательства в области безопасности дорожного движения",
а также усиление мер, позволяющих сделать наказание неотвратимым.
"Однако законопроект не предусматривает внесения изменений в
действующее законодательство, которые обеспечивали бы комплексное решение
обозначенной проблемы", — говорится в отзыве.
Предложение Яровой увеличить максимальный размер наказания
по ч. 6 ст. 264 УК РФ до 15 лет лишения свободы в ВС сочли противоречащим ч. 5
ст. 15 УК РФ. В случае ужесточения наказания данное преступление будет
соответствовать категории особо тяжких, к которым по закону относятся только
умышленные преступления.
Кроме того, в ВС посчитали, что необходимость введения новой
уголовной статьи 264 прим. 1 "требует дополнительной аргументации". По мнению
Яровой, необходимость введения данной статьи обусловлена тем, что лишенный
водительских прав пьяный водитель "изначально совершает умышленное
противоправное деяние против общественной безопасности, находясь в состоянии
опьянения".
Вместе с тем судьи считают, что схожие деяния вполне могут
совершить и те граждане, у которых водительского удостоверения нет и никогда не
было. "Однако привлечение таких лиц к уголовной ответственности законопроектом
не предусматривается", — пишет в отзыве Толкаченко.
Одним из главных недостатков законопроекта, по мнению судьи
ВС, является то, что его принятие повлечет "значительный рост судимости в
стране". В частности, речь идет о переводе в уголовную плоскость ч. 3 ст. 12.8
КоАП, по которой сейчас несут административную ответственность лишенные или не
имеющие водительских прав пьяные водители (предусматривает арест до 15 суток
или штраф в размере пяти тысяч рублей. – "Газета.Ru"): Яровая предлагает внести
эту часть в 264-ю статью УК.
Нашлись к тексту и претензии юридико-технического характера,
связанные с неточностями в терминологии и расплывчатостью формулировок.
Поспешность при разработке закона проявила себя и в том, что наказание по ст.
264 прим. 1 УК предусматривает лишение права управления ТС, что не относится ни
к одному из видов наказаний, перечисленных в статье 44 УК, регламентирующей
виды уголовной ответственности. То есть, этой статьей такого отдельного
уголовного наказания, как лишение прав, не предусмотрено.
"С учетом изложенного проект федерального закона в части
внесения изменений в УК РФ в представленной редакции не поддерживается", -
резюмирует Толкаченко.
Вместе с тем позиция ВС остается лишь его собственной
позицией и вовсе не обязательно, что депутаты примут ее во внимание. "Это
просто мнение, и оно никак не влияет на позицию Госдумы, — заявил "Газете.Ru"
адвокат Лев Воропаев, нередко отстаивающий в судах высшей юрисдикции права
автомобилистов. – Для принятия закона нужно иметь сам отзыв, а каким он
будет — вопрос, по сути, второстепенный. Мнение высказано, его услышали, но
дальше уже все на усмотрение депутатов, которые и принимают законы".
Отметим, 17
января Советом Государственной Думы был
рассмотрен законопроект "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности
за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения".
Данные поправки направлены на ужесточение наказания за
управление автомобилем в состоянии опьянения, что повлекло за собой ДТП.
Ответственным за проект федерального закона был назначен проект федерального
закона комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному
строительству .
В свою очередь, комитет, рассмотрев законопроект,
охарактеризовал его как "соответствующий части третьей статьи 104 Конституции
Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы". До 17 февраля
будут приниматься отзывы, предложения и замечания в проект, а уже в конце февраля
"нашумевший" законопроект планируется принять в первом чтении.
Опрос на ИА "Амител":
Комментарии 0