Автомобилисты, ранее лишенные прав менее чем за 0,2 промилле, не могут вернуть себе водительские удостоверения

Отмена «нулевого промилле», состоявшаяся в июле, была воспринята водительским сообществом как победа здравого смысла, однако правоприменительная практика нового закона оказалась совсем не радужной.

Выяснилось, что автомобилисты, ранее лишенные прав менее чем за 0,2 промилле, не могут вернуть себе водительские удостоверения. Дело в том, что закон в итоге оказался не смягчен, а ужесточен – в таком случае наказание обратной силы не имеет. Об этом Autonews.ru рассказал глава "Синих ведерок" Петр Шкуматов.

"Я сам много где написал, что водители теперь могут обратиться в суд и вернуть себе права, но люди стали звонить и говорить, что пытались это сделать, но права им не отдают. Оказалось, что основная идея возврата прав за ранее совершенные правонарушения заключается в том, что закон для этого должен быть смягчен. А он, наоборот, ужесточен – раньше было просто лишение прав, а сейчас лишение плюс штраф. Так что это не работает", - объяснил эксперт. 

Желающих вернуть себе права должно быть предостаточно - по данным депутата Госдумы Антона Белякова, почти каждый десятый водитель, лишенный прав по данной статье, был наказан менее чем за 0,2 промилле. О том, что "без вины виноватые" смогут вернуть себе водительские удостоверения, заявлял и автор закона Вячеслав Лысаков, ссылаясь на вторую часть статьи 1.7 КоАП: "Этот закон, безусловно, улучшает положение граждан, способствует справедливости. С момента его подписания водители имеют право обратиться в суд и ходатайствовать о возврате им водительских удостоверений, при условии, что они были лишены их менее чем за 0,16 миллиграмма". 

Казалось бы, смягчение закона заключается именно в этой цифре – 0,16 мг вместо прежнего "ноля", – но суды рассматривают ее исключительно как изменение квалификационного признака опьянения. "Поэтому и дают от ворот поворот. Наказание ужесточилось, а квалификационный признак, формально, не имеет к санкциям никакого отношения. Возможно, конечно, что это какое-то местечковое толкование закона", - отметил Шкуматов. 

По мнению автоюриста, председателя московского областного Комитета по защите прав автомобилистов Алексея Дозорова, вопрос этот сложный и решить его может только Верховный суд: "С одной стороны, смягчение есть, но если подойти с точки зрения буквы, а не духа закона – нет, поменялась только квалификация. Окончательный ответ на этот вопрос может дать только Верховный суд. Когда кто-то из автомобилистов, желающих вернуть права, пройдет всю цепочку от районного суда, через Мосгорсуд, до Верховного суда – тогда все станет ясно. Это решение станет основой правоприменительной практики". 

Еще одна временная проблема, связанная с отменой "нулевого промилле" - внутренние инструкции ГИБДД. Несмотря на то, что норма 0,16 мг прописана в КоАП и официально действует с 24 августа, МВД только накануне представило в правительство новые правила проверки водителей на состояние опьянения. То есть, окончательно новая норма вступит в силу после подписания документа главой правительства Дмитрием Медведевым

А пока что на дорогах действует старое постановление №475, согласно которому водитель является пьяным, если алкотестер выявит любое, отличное от нуля, значение. стати, новая редакция постановления изменяет ряд процессуальных моментов: например, акт освидетельствования теперь будет составляться даже в том случае, если алкоголя не выявлено. Кроме того, для освидетельствования водителя, доставленного в больницу после ДТП, больше не потребуется протокол о направлении от инспектора ГИБДД – врачи сделают это самостоятельно. 

Напомним, что норма 0,16 мг спирта на литр выдыхаемого воздуха была принята Госдумой этим летом, вкупе с ужесточением санкций по всей "водительской" части КоАП. Теперь водитель, попавшийся пьяным за рулем, заплатит штраф в размере 30 тысяч рублей и лишится прав на срок от 1,5 до 2 лет. Если же нарушитель попадется пьяным вторично, ему грозит "вышка" из Административного кодекса: 50 тысяч рублей штрафа, лишение права управления на 3 года и арест от 10 до 15 суток. 

Такие сравнительно мягкие меры будет действовать только четыре месяца – с сентября по январь. Затем наказание за нетрезвое вождение перейдет из разряда административных в разряд уголовных. Повторная езда подшофе обернется принудительными работами или даже реальным тюремным сроком. По мнению депутатов, это должно стать хорошим отрезвляющим фактором. 
Читайте полную версию на сайте