Автомобилисты, ранее лишенные прав менее чем за 0,2 промилле, не могут вернуть себе водительские удостоверения
Отмена «нулевого промилле», состоявшаяся в июле, была воспринята водительским сообществом как победа здравого смысла, однако правоприменительная практика нового закона оказалась совсем не радужной.
06 сентября 2013, 13:37, ИА Амител
Выяснилось, что автомобилисты, ранее лишенные прав менее чем за 0,2 промилле, не могут вернуть себе водительские удостоверения. Дело в том, что закон в итоге оказался не смягчен, а ужесточен – в таком случае наказание обратной силы не имеет. Об этом Autonews.ru рассказал глава "Синих ведерок" Петр Шкуматов.
"Я сам много где написал, что водители теперь могут обратиться в суд и вернуть себе права, но люди стали звонить и говорить, что пытались это сделать, но права им не отдают. Оказалось, что основная идея возврата прав за ранее совершенные правонарушения заключается в том, что закон для этого должен быть смягчен. А он, наоборот, ужесточен – раньше было просто лишение прав, а сейчас лишение плюс штраф. Так что это не работает", - объяснил эксперт.
Желающих вернуть себе права должно быть предостаточно - по данным депутата Госдумы Антона Белякова, почти каждый десятый водитель, лишенный прав по данной статье, был наказан менее чем за 0,2 промилле. О том, что "без вины виноватые" смогут вернуть себе водительские удостоверения, заявлял и автор закона Вячеслав Лысаков, ссылаясь на вторую часть статьи 1.7 КоАП: "Этот закон, безусловно, улучшает положение граждан, способствует справедливости. С момента его подписания водители имеют право обратиться в суд и ходатайствовать о возврате им водительских удостоверений, при условии, что они были лишены их менее чем за 0,16 миллиграмма".
Казалось бы, смягчение закона заключается именно в этой цифре – 0,16 мг вместо прежнего "ноля", – но суды рассматривают ее исключительно как изменение квалификационного признака опьянения. "Поэтому и дают от ворот поворот. Наказание ужесточилось, а квалификационный признак, формально, не имеет к санкциям никакого отношения. Возможно, конечно, что это какое-то местечковое толкование закона", - отметил Шкуматов.
По мнению автоюриста, председателя московского областного Комитета по защите прав автомобилистов Алексея Дозорова, вопрос этот сложный и решить его может только Верховный суд: "С одной стороны, смягчение есть, но если подойти с точки зрения буквы, а не духа закона – нет, поменялась только квалификация. Окончательный ответ на этот вопрос может дать только Верховный суд. Когда кто-то из автомобилистов, желающих вернуть права, пройдет всю цепочку от районного суда, через Мосгорсуд, до Верховного суда – тогда все станет ясно. Это решение станет основой правоприменительной практики".
Еще одна временная проблема, связанная с отменой "нулевого промилле" - внутренние инструкции ГИБДД. Несмотря на то, что норма 0,16 мг прописана в КоАП и официально действует с 24 августа, МВД только накануне представило в правительство новые правила проверки водителей на состояние опьянения. То есть, окончательно новая норма вступит в силу после подписания документа главой правительства Дмитрием Медведевым.
А пока что на дорогах действует старое постановление №475, согласно которому водитель является пьяным, если алкотестер выявит любое, отличное от нуля, значение. стати, новая редакция постановления изменяет ряд процессуальных моментов: например, акт освидетельствования теперь будет составляться даже в том случае, если алкоголя не выявлено. Кроме того, для освидетельствования водителя, доставленного в больницу после ДТП, больше не потребуется протокол о направлении от инспектора ГИБДД – врачи сделают это самостоятельно.
Напомним, что норма 0,16 мг спирта на литр выдыхаемого воздуха была принята Госдумой этим летом, вкупе с ужесточением санкций по всей "водительской" части КоАП. Теперь водитель, попавшийся пьяным за рулем, заплатит штраф в размере 30 тысяч рублей и лишится прав на срок от 1,5 до 2 лет. Если же нарушитель попадется пьяным вторично, ему грозит "вышка" из Административного кодекса: 50 тысяч рублей штрафа, лишение права управления на 3 года и арест от 10 до 15 суток.
Такие сравнительно мягкие меры будет действовать только четыре месяца – с сентября по январь. Затем наказание за нетрезвое вождение перейдет из разряда административных в разряд уголовных. Повторная езда подшофе обернется принудительными работами или даже реальным тюремным сроком. По мнению депутатов, это должно стать хорошим отрезвляющим фактором.
Комментарии 0