"Двери всегда открыты". Пытаются ли компании на Алтае вернуть уволившихся сотрудников
Кризис на российском кадровом рынке заставляет работодателей придумывать способы для привлечения сотрудников. Причем не только новых. Так, "Ашан Ритейл Россия" стал первой компанией, которая вместе с партнерами разработала и внедрила программу по возврату ранее уволившихся специалистов. О возможности вновь стать частью коллектива бывшим работникам сообщают с помощью чат-ботов. Насколько эффективной оказалась такая практика и есть ли подобные примеры в Алтайском крае, выяснила радиостанция Business FM (Бизнес ФМ) Барнаул.
2023-й стал годом новых вызовов. Борьба за кадры вышла на новый уровень. Увеличившийся кратно гособоронзаказ столкнулся с дефицитом рабочих рук. Предприятия оборонной промышленности вышли на рынок HR с заманчивыми предложениями по зарплате, условиям труда и льготам. Как итог – тысячи сотрудников разных сфер написали заявления на увольнение. Рынок ретейла как никакой другой столкнулся с кадровым голодом, говорит директор по привлечению и подбору персонала "Ашан Ритейл Россия" Екатерина Недельчо.
"Перед нами стояла задача – вернуть тех, кто уже работал в компании и, возможно, пожалел о своем решении уйти. Мы внедрили exit-интервью через чат-бота, чтобы узнать о причинах увольнений. И знаете, что нас поразило? Когда мы спросили у бывших сотрудников, готовы ли они вернуться в будущем, 86% ответили утвердительно. Вдохновленные этим результатом мы запустили программу "Снова вместе". Мы разработали несколько чат-ботов. Одни связывались с уволенными сотрудниками. Другие информировали действующих работников о возможности порекомендовать вернуться их бывшим коллегам", – рассказала она.
Чат-боты анализировали базу данных резюме на специализированных сайтах и автоматически отправляли сообщения тем соискателям, у которых одним из прошлых мест работы был указан "Ашан". Либо через приложение лояльности присылали уведомления бывшим сотрудникам, которые продолжали совершать покупки в магазинах сети.
Такими способами смогли охватить всех уволившихся из компании за последние семь лет. И за два года удалось вернуть больше четырех тысяч сотрудников. Это 16% от общего числа принятых работников. Такой показатель в "Ашане" считают успехом. На рекрутинге удалось сэкономить 30 миллионов рублей. Но еще больше компания сэкономила на быстром входе вернувшихся специалистов в работу, уверен Константин Куница, директор сервиса "ЭйЧарМост", выступивший техническим партнером проекта.
"Люди, ранее работавшие в компании, – это люди, на которых не нужно нести расходы на адаптацию. Они готовы эффективно работать с первого дня. Понимают, что делать, и сразу же вовлекаются в технологический процесс, не отвлекая руководителей, не требуя дополнительного обучения и так далее", – пояснил он.
В алтайской торговой сети "Новэкс" вернувшимся сотрудникам всегда рады, говорит директор по персоналу Дарья Бакланова. Хотя и нет какой-то специальной программы по их поиску и возврату. Здесь тоже говорят о серьезном кадровом голоде последних лет. Поэтому с теми, кто захотел уволиться, сначала пытаются поговорить и убедить изменить решение. А если не получилось, то расстаются на позитивной ноте, оставляя двери открытыми.
"Если все же сотрудник покинул компанию, у нас нет жесткой позиции не работать с ним в дальнейшем. Безусловно, в том случае, если наше сотрудничество было эффективным и положительным. Мы озвучиваем сотруднику, если что-то не сложится – будем рады видеть его в нашей команде. И не редки ситуации, когда ребята возвращаются, если ожидания в другом месте не оправдались", – рассказала она.
Возвращение сотрудников в компании HR-специалисты называют двойным успехом для работодателя. Первый – компания заполучила обратно ценного специалиста. Второй – работник сравнил условия и вернулся туда, где лучше. Значит, он еще больше будет ценить свое место работы и транслировать эту информацию в коллектив, повышая тем самым лояльность к работодателю.
Сюжет на Business FM (Бизнес ФМ) Барнаул