Эксперт рассказала, как алтайским компаниям разработать стратегию выхода из кризиса

Анастасия Слискова делится советами по выживанию: от проактивной стратегии до работы с эмоциональным состоянием предпринимателя
Анастасия Слискова / Фото: Ольга Андрюхина / радиостанция Business FM Барнаул

Каждый бизнесмен мечтает видеть свое дело успешным и процветающим. Но реальность такова, что даже самые стабильные предприятия могут столкнуться как с внешними, так и с внутренними трудностями. Кризисы могут прийти откуда угодно: экономические спады, санкции, конкуренция. Именно поэтому стратегия выхода из кризиса – это залог выживания и успеха. Как ее разработать – об этом amic.ru рассказала антикризисный эксперт Анастасия Слискова.

1

Почему бизнесу важно иметь стратегию выхода из кризиса?

По словам Анастасии Слисковой, существует три вида стратегии антикризисного управления. Но не все об этом знают. В основном бизнесмены думают, что антикризисная помощь – это сразу арбитражное управление или банкротство. Однако эти меры – крайние.

«Есть проактивная и экстренная стратегии, с которыми работаю как раз я. Проактивная стратегия – это выстраивание системы маркеров и метрик, их снижение сигнализирует о потенциальном кризисе. Сюда же входит антикризисная стратегия, которая должна быть в текущее время у всех наготове», – говорит эксперт.

А также рекомендует провести сторонний аудит продаж, маркетинга и бизнес-процессов.

«Экстренная стратегия нужна, когда явно видно, что сильно упали продажи, нечем платить кредиты банкам, новый продукт не востребован – тут нужно реагировать быстро и точно. Когда предприниматель, даже опытный, теряется в такой ситуации, на помощь приходит антикризисный менеджер», – добавляет Анастасия Слискова.

2

Какие ключевые шаги включает разработка антикризисной стратегии?

Процесс разработки антикризисной программы состоит из нескольких важных этапов:

  • глубокий аудит текущего состояния компании – изучение финансов, бизнес-процессов, клиентской базы, маркетинговой активности;
  • выявление слабых мест и потенциальных угроз;
  • формирование четких целей и задач – сокращение издержек, увеличение доходов, удержание ключевых сотрудников, работа с базой клиентов;
  • разработка конкретных мер по реализации поставленных целей – реструктуризация долгов, изменение ценовой политики, диверсификация сбыта.

«Очень важно регулярно мониторить ситуацию и оперативно вносить коррективы в стратегию. Такой подход позволяет снизить негативные последствия кризиса и вернуть бизнес к устойчивому росту», – отмечает Слискова.

3

А работа с эмоциональным состоянием предпринимателя входит в антикризисное управление?

В кризис у предпринимателя часто повышается ответственность за сохранение своего бизнеса и сотрудников, напоминает эксперт. Предпринимательство – очень сложная сфера: большая нагрузка на нервную систему из-за необходимости быстро принимать решения. Психика "не предпринимателя" не способна выдерживать и пропускать через себя такое количество ответственности и риска.

«Вообще это направление не входит в антикризисное управление, но я часто вижу действительно подавленных предпринимателей, а некоторых даже уже и в депрессии. Часто, чтобы выйти из кризиса, приходится так или иначе бодрить самого клиента. Собственно поэтому я сейчас учусь на бизнес-психолога, уже в марте получу диплом государственного образца, смогу на профессиональном уровне поддержать предпринимателей», – говорит Анастасия Слискова.

4

Сейчас активно развивается франчайзинг. Это какая-то мода или действительно франчайзинг может помочь бизнесу в кризис?

«Я бы сказала, что франчайзинг – это современный антикризисный инструмент с подвохом. Антикризисный – потому что масштабировать свой бизнес вы можете за счет внешних инвестиций, не беря кредиты в банках, и расширяться по всей России и за рубежом через сеть франчайзи. Но подвох в том, что ваши операционные и инвестиционные модели должны быть действительно рабочими, легко воспроизводимыми, а поддержка бренда – реальной, иначе такая франшиза долго не просуществует», – отмечает эксперт.

Среди клиентов Анастасии Слисковой много барнаульских сетей, которые она помогла упаковать во франшизу и зарегистрировать товарные знаки, составить договоры коммерческой концессии и бизнес-модели. Это, например, "Пиффков", GSM22*, Coffee Monkey* и федеральные сети "Супра", "Гриль №1".

5

Можно ли предсказать кризис в компании при анализе их финансового положения или бизнес-модели?

«Да, я могу понять, что компания на пороге кризиса: маркеры или симптоматику сразу видно», – подчеркивает Анастасия Слискова.

Она приводит список признаков, которые могут свидетельствовать о проблемах с ликвидностью:

  • нехватка свободных денежных средств;
  • рост просроченной дебиторской задолженности;
  • высокая кредиторская задолженность;
  • повышение уровня запасов продукции и товара, то есть сниженный сбыт;
  • замедленный цикл оборота капитала – длительные сроки превращения ресурсов в деньги;
  • постоянные кассовые разрывы – регулярное отсутствие необходимых сумм для покрытия текущих потребностей.

Все это сигнализирует о приближающемся кризисе ликвидности и требует немедленного вмешательства для предотвращения банкротства и восстановления устойчивого функционирования компании.

6

Что эксперт советует предпринимателям, оказавшимся в финансовой ловушке?

Прежде всего, не опускайте руки и сохраняйте трезвый взгляд на вещи, говорит Анастасия Слискова.

Первый шаг – проанализировать финансовую отчетность (вообще всю: отчеты по продажам, внешние долги, метрики продвижения, производительность) и определить реальные масштабы проблемы. Затем нужно принять жесткие, но необходимые меры: уменьшить расходы, пересмотреть кредитные обязательства, обсудить условия контрактов с партнерами и, самое главное, нарастить продажи, то есть на маркетинге экономить в кризис не надо.

«Важно понимать, что многие кризисы уже переживали (вспомните 90-е, 2008 год, пандемию) и выходили из них, но кто-то и терял бизнес. Сейчас другое время и гибридные кризисы, тут важно, чтобы амбиции и вера в "авось" не стали решением, за которым последует потеря компании. Главное – действовать решительно и последовательно. Здесь моя помощь будет незаменима: я смогу предложить комплекс мероприятий, направленных на восстановление стабильности и развитие бизнеса», – подчеркнула Анастасия Слискова.

Чтобы получить консультацию антикризисного эксперта Анастасии Слисковой, звоните +7 983 382-76-88.* GSM22 ("ДжиЭсЭм"); Coffee Monkey ("Кофи Манкей")

Слискова Анастасия Анатольевна, ИНН 222261332563

Читайте полную версию на сайте