"Проще подкинуть фальшивку". Вассерман раскритиковал идею перехода на 12-летнее обучение
Введение в России 12-летнего обучения в школе не имеет смысла, поскольку отражает стремление некоторых активистов следовать западным образовательным практикам, не оправдавшим себя, поэтому такой подход не может быть востребован в нашей стране, заявил amic.ru депутат Госдумы, публицист и участник интеллектуальных игр Анатолий Вассерман.
Ранее заместитель секретаря Общественной палаты РФ Вячеслав Гриб заявил о готовности страны к переходу на 12-летнее школьное обучение. По его словам, такой шаг является "требованием сегодняшнего дня", поскольку введение новых дисциплин приводит к тому, что нужный объем знаний уже сложно уложить в 11 лет". Он также указал, что в большинстве развитых стран 12-летнее школьное образование начинается с шести лет, и российские дети в этом не должны уступать японским, китайским или европейским. Причем вопрос о переходе необходимо решить в течение пары лет, чтобы в ближайшее время улучшить качество школьного образования и, следовательно, среднего профессионального и высшего.Анатолий Вассерман отметил, что стремление увеличить срок школьного обучения популярно на Западе по двум причинам, одна из которых России несвойственна исторически, а со второй мы успешно боремся:
«Первая заключается в изрядном дефиците на Западе рабочих мест, поэтому во избежание слишком большого напряжения там стараются допускать на рынок труда поменьше народа. Проще всего это сделать, продлив срок обучения. У нас русская цивилизация вообще формировалась в условиях аномально низкой плотности населения. И мы очень хорошо обучены использовать любые трудовые ресурсы. Более того, у нас всегда больше задач, чем людей для их решения. Поэтому нам совершенно нет смысла отстранять людей от рынка рабочих мест».
Вторая причина заключается в том, что на Западе уже примерно полвека образование повернуто от задачи формирования целостной картины мира в сторону ее разрушения, продолжает Вассерман:
«По характеру тех образовательных программ в средней и высшей школе человек должен не только не иметь целостной картины мира, то есть, по сути, опоры для понимания всего, с чем он сталкивается, а вообще не должен представлять себе, что такая картина возможна, и воспринимать мир просто как россыпь совершенно разрозненных, ничем друг с другом не связанных фактов».
Делается это, по словам собеседника, с целью манипулирования гражданами:
«Когда ты не видишь взаимосвязи между фактами, проще в эту россыпь подкинуть какую-нибудь фальшивку».
Эксперт признает, что в России около 30 лет назад решили перенимать западный подход, однако все же вовремя спохватились, и сейчас учебная программа постепенно снова разворачивается в сторону формирования целостной картины мира:
«Если у вас такая картина есть, то запоминать отдельные факты несравненно легче, потому что вы их в этом случае не зазубриваете, а понимаете. Соответственно, у нас есть надежда, что учебная нагрузка в обозримом будущем будет сокращаться, хотя объем образования будет, соответственно, повышаться».
В этих условиях переходить на 12-летнее школьное образование не стоит, уверен Анатолий Вассерман.
«По этой причине нам тоже нет смысла удлинять срок школьного образования. Наоборот, когда мы вернемся к прежним методикам обучения, этот срок можно будет даже сократить. Напомню, что я сам в школе учился, когда это занимало десять лет», – подчеркнул депутат Госдумы.