"Проще подкинуть фальшивку". Вассерман раскритиковал идею перехода на 12-летнее обучение

Интеллектуал и парламентарий в беседе с amic.ru отметил, что России не следует перенимать западный подход в сфере школьного образования

21 ноября 2025, 09:30, ИА Амител

Первоклассники в барнаульской школе / Фото: amic.ru
Первоклассники в барнаульской школе / Фото: amic.ru

Введение в России 12-летнего обучения в школе не имеет смысла, поскольку отражает стремление некоторых активистов следовать западным образовательным практикам, не оправдавшим себя, поэтому такой подход не может быть востребован в нашей стране, заявил amic.ru депутат Госдумы, публицист и участник интеллектуальных игр Анатолий Вассерман.

Ранее заместитель секретаря Общественной палаты РФ Вячеслав Гриб заявил о готовности страны к переходу на 12-летнее школьное обучение. По его словам, такой шаг является "требованием сегодняшнего дня", поскольку введение новых дисциплин приводит к тому, что нужный объем знаний уже сложно уложить в 11 лет". Он также указал, что в большинстве развитых стран 12-летнее школьное образование начинается с шести лет, и российские дети в этом не должны уступать японским, китайским или европейским. Причем вопрос о переходе необходимо решить в течение пары лет, чтобы в ближайшее время улучшить качество школьного образования и, следовательно, среднего профессионального и высшего.Анатолий Вассерман отметил, что стремление увеличить срок школьного обучения популярно на Западе по двум причинам, одна из которых России несвойственна исторически, а со второй мы успешно боремся:

«Первая заключается в изрядном дефиците на Западе рабочих мест, поэтому во избежание слишком большого напряжения там стараются допускать на рынок труда поменьше народа. Проще всего это сделать, продлив срок обучения. У нас русская цивилизация вообще формировалась в условиях аномально низкой плотности населения. И мы очень хорошо обучены использовать любые трудовые ресурсы. Более того, у нас всегда больше задач, чем людей для их решения. Поэтому нам совершенно нет смысла отстранять людей от рынка рабочих мест».

Вторая причина заключается в том, что на Западе уже примерно полвека образование повернуто от задачи формирования целостной картины мира в сторону ее разрушения, продолжает Вассерман:

«По характеру тех образовательных программ в средней и высшей школе человек должен не только не иметь целостной картины мира, то есть, по сути, опоры для понимания всего, с чем он сталкивается, а вообще не должен представлять себе, что такая картина возможна, и воспринимать мир просто как россыпь совершенно разрозненных, ничем друг с другом не связанных фактов».

Делается это, по словам собеседника, с целью манипулирования гражданами:

«Когда ты не видишь взаимосвязи между фактами, проще в эту россыпь подкинуть какую-нибудь фальшивку».

Эксперт признает, что в России около 30 лет назад решили перенимать западный подход, однако все же вовремя спохватились, и сейчас учебная программа постепенно снова разворачивается в сторону формирования целостной картины мира:

«Если у вас такая картина есть, то запоминать отдельные факты несравненно легче, потому что вы их в этом случае не зазубриваете, а понимаете. Соответственно, у нас есть надежда, что учебная нагрузка в обозримом будущем будет сокращаться, хотя объем образования будет, соответственно, повышаться».

В этих условиях переходить на 12-летнее школьное образование не стоит, уверен Анатолий Вассерман.

«По этой причине нам тоже нет смысла удлинять срок школьного образования. Наоборот, когда мы вернемся к прежним методикам обучения, этот срок можно будет даже сократить. Напомню, что я сам в школе учился, когда это занимало десять лет», – подчеркнул депутат Госдумы.

Расходовать экономно. Эксперт по ЖКХ поддержал срезание лимита на дешевую электроэнергию

Общественный деятель считает, что изменения норм затронут прежде всего нелегальных "криптовалютчиков"

Комментарии 13

Avatar Picture
Гость

09:36:53 21-11-2025

Для разнообразия, можно бы было ничего в кабине не трогать и дать людям адаптироваться к тому, что уже напринимали... Да не, абсурд какой-то. Крути баранку резче во все стороны, чтоб пассажиры взбодрились!

  -3 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

09:44:50 21-11-2025

Гость (09:36:53 21-11-2025) Для разнообразия, можно бы было ничего в кабине не трогать и... Лучше запустить генератор случайных чисел, я считаю. Сколько он выдаст, столько нынешние первоклашки и будут учиться. На следующий год опять запускаем. И так по кругу. Система ничем не хуже нынешней)

  -1 Нравится Ответить

Avatar Picture
алкоголик

10:18:48 21-11-2025

С тем количеством ненужных предметов внедрённых в последнее время можно и 20лет учится.

  13 Нравится Ответить

Avatar Picture
гость

10:30:38 21-11-2025

алкоголик (10:18:48 21-11-2025) С тем количеством ненужных предметов внедрённых в последнее ...
на 100% согласен. Забивают голову будущим продавцам в магазинах - зачем?
Для этого есть ВУЗы, которые и должны делать специалистов. Хотя там тоже чойто то повнедряли западное.

Верните в школы 10 летнее образование, уроки труда и НВП.

  -7 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

16:29:18 21-11-2025

гость (10:30:38 21-11-2025) на 100% согласен. Забивают голову будущим продавцам в ма... зачем продавцам учиться 10 лет? 4 класса, арифметику освоили и в путь!

  14 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:26:19 21-11-2025

Эксперт??? С каких пор Вассерман стал экспертом в образовании и педагогике? То, что его синдром Аспергера позволяет помнить ему огромное количество фактов, делает его сверх-эрудированным человеком, буквально ходячей энциклопедией. Но это не дает ему никакого понимания внутренних процессов.

"в сторону формирования целостной картины мира"
Ага-ага, а учебники Мединского в этом как раз помогут ХDDDD

  -17 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

17:53:19 24-11-2025

Гость (10:26:19 21-11-2025) Эксперт??? С каких пор Вассерман стал экспертом в образовани... Они там все эксперды во всех областях

  -1 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:31:05 21-11-2025

Предлагаю еще запретить "Фауста" Гете и рассказы Гоголя. Сплошь дьяволы и черти!

  -6 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

13:16:57 21-11-2025

Про идею 12 летнего образования - бред естественно. Но Вассермана слушать... Он более 9000 раз повторил про Киiв за 3 дня... На этом его экспертность по огромным вопросом.

  -12 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:39:05 21-11-2025

Гость (13:16:57 21-11-2025) Про идею 12 летнего образования - бред естественно. Но Вассе... Палишься, хохол, в России про вашу вонючую типо столицу так никто не пишет

  -7 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:58:31 21-11-2025

Гость (14:39:05 21-11-2025) Палишься, хохол, в России про вашу вонючую типо столицу так ... сначала всегда гугли (с) потом пиши

  -10 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

17:00:18 21-11-2025

гость (10:30:38 21-11-2025) на 100% согласен. Забивают голову будущим продавцам в ма... Зачем продавцам уроки труда? Не говоря про НВП? Или они все в военторг пойдут работать?

  6 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

17:02:25 21-11-2025

Странный счетовод.

Первая заключается в изрядном дефиците на Западе рабочих мест, поэтому во избежание слишком большого напряжения там стараются допускать на рынок труда поменьше народа. Проще всего это сделать, продлив срок обучения.

Ну ладно, в первый гол на рынок не поступят рабочие руки. Но нв второй и последующий поступление будет регулярно?

ну такое себе, каждый год добавлять год обучения. До самой пенсии.

  8 Нравится Ответить

Лента новостей

Новости партнеров