В Денисовой пещере на Алтае найдены останки до сих пор неизвестного типа древнего человека

25 марта 2010, 13:27, ИА Амител

В Денисовой пещере на Алтае была обнаружена окаменелая фаланга пальца, анализ ДНК которой показал, что в Центральной Азии 48-30 тыс. лет назад жил до сих пор неизвестный тип древнего человека. Группа ученых из нескольких стран, работавшая с генетическим материалом, предоставленным окаменелостью, которую назвали "женщиной Икс", пришла к заключению, что это существо имеет существенные отличия и от неандертальцев, и от современных людей, - передает NEWSru.com соДенисова пещера на Алтае ссылкой на BBC.

Специалисты провели расшифровку так называемой митохондриальной ДНК (мтДНК) - в отличие от полного генома короткую ее молекулу гораздо легче извлечь из ископаемых образцов и расшифровать. Митохондриальная ДНК передается из поколения в поколение в практически неизменном виде только по материнской линии.

Вновь обнаруженная мтДНК отличается от современной человеческой 385 "буквами", тогда как мтДНК неандертальца отличается от нашей всего на 202 "буквы". Авторы надеются, что вскоре им удастся расшифровать полную ядерную ДНК вновь выявленного типа людей и точно установить его место среди известных типов гоминид.

Профессор Крис Стрингер, специалист по происхождению человека из лондонского Музея естественной истории, назвал находку "чрезвычайно интересным развитием событий". "Эта работа с ДНК представляет собой совершенно новый взгляд на до сих пор почти не понятую эволюцию человека в Центральной и Восточной Азии", - добавляет он.

Алтайское открытие дало специалистам возможность предположить, что три формы человека - хомо сапиенс, неандерталец и тот тип, к которому относится "женщина Икс", - могли встретиться и вступить в некоторые отношения друг с другом где-то на юге Сибири, пишут исследователи в журнале Nature.

"Кто бы ни вынес этот митохондриальный геном из Африки миллион лет тому назад, это в любом случае некое новое существо, которое до сих пор не светилось на наших радарах", - говорит соавтор работы профессор Свенте Паабо.

Миллион лет - это слишком мало, чтобы предположить, что гоминин из Денисовой пещеры стал продолжением линии, в начале которой стоит хомо эректус, пришедший из Африки в Азию около 2 млн. лет назад. Не может "женщина Икс" быть и потомком гейдельбергца - доисторического человека, который, как считают, появился около 650 тысяч лет тому назад.

Ученым уже давно известно, что современный человек мог сосуществовать с неандертальцем в Европе на протяжении, возможно, более 10 тысяч лет. А в 2004 году исследователи выяснили, что карликовый гоминин, получивший прозвище "хоббит", существовал на индонезийском острове Флорес еще совсем недавно, всего 12 тысяч лет назад, то есть намного пережил тот период, когда этот регион заселил современный человек.

Что касается неандертальцев, то они, похоже, жили в пещере Окладникова на Алтае около 40 тысяч лет назад. И это при том, что группа ученых под руководством профессора Российской академии наук Анатолия Деревянко обнаружила свидетельства присутствия в этом районе - и в этот промежуток времени - современного человека.

"Еще один волнующий вопрос состоит в том, могли ли существовать в Азии перехлесты и взаимопроникновения не только между неандертальцами и ранними современными людьми, но и между ними и этой вновь признанной линией человека", - говорит профессор Стрингер из лондонского Музея естественной истории.

Иллюстративное фото с сайта www.altai-detail.ru.