Вернуть плату за проезд в общественном транспорте барнаульцам будет нелегко

10 июня 2011, 07:01, ИА Амител

Возврат платы за проезд в общественном транспорте, если он сходит с маршрута, - из "ряда номеров, которые чаще всего не проходят". В Барнауле в автобусах, трамваях и троллейбусах кондукторы предлагают пассажирам пересесть в идущий следом транспорт, ни смотря на обстоятельства, а попытки вернуть деньги ничем хорошим не заканчиваются, а обычно — скандалом. Почему из двух вариантов развития ситуации пассажироперевозчики навязывают один единственный, выгодный исключительно им? Ответ почти очевиден. Тем не менее ИА "Амител" обратилось за разъяснениями к транспортникам.

В разделе "Удобный автобус" читатели ИА "Амител" оставили не одну жалобу, касающуюся этой темы. В частности, о своей неудачной попытке вернуть деньги с редакцией поделилась жительница Барнаула Дина Конюхова. Кроме того, она написала заявление в комитет по транспорту, организации дорожного движения и связи администрации Барнаула и в МУП "Горэлектротранс". "Прошу разобраться в сложившейся ситуации, принести мне извинения, возместить стоимость проезда (дело принципа)", - такой фразой заканчивается обращение горожанки.

6 июня Дина Конюхова ехала в трамвае по маршруту №9 (водитель - Наталья Даммер, кондуктор — Ольга Бахтина). Вагон остановился на перекрестке улиц Малахова и Петра Сухова. После остановки вагона водитель не объявила причину задержки движения, на вопрос к кондуктору о причине задержки был получен ответ: "Смотрите сами". На перекрестке произошло ДТП с участием двух авто.

Пассажирка обратилась к кондуктору с просьбой вернуть деньги за проезд. Ей отказали. "Я не обязана возвращать вам деньги", "Звоните моему начальству и поезжайте в депо, пусть вам там возвращают ваши деньги", "Закон о защите прав потребителей для меня не указ, у нас свои законы", "Деньги за возврат ваших билетов мне никто не вернет", - "объясняла" кондуктор. Далее к беседе подключились кондукторы из других вагонов и поддержали своего коллегу, говоря, что на предприятии они дают подписку о таком поведении с пассажирами, а именно о не возврате денег за проезд.

Немаловажно, что ИА "Амител" уже озвучивало проблему невозврата платы за проезд в транспорте МУП "Горэлектротранс" в связи с указанием руководства. Материал был публикован в апреле этого года. И тогда директор МУП "Горэлектротранс" Александр Семыкин сказал, что на предприятии до его прихода (Семыкин был назначен на должность директора МУП в начале февраля этого года, - прим. ред.) действительно существовала подобная практика. Топ-менеджер пообещал принять меры, чтобы подобное больше не повторялось. А для этого, с его слов, потребуется решить ряд организационных вопросов.

На решение организационных вопросов ушло почти 1,5 месяца. Как видно, указание предшественника Александра Семыкина в это время оставалось в силе. А со следующей недели вступит в силу уже его решение - порядок возврата денег за проезд, подготовленный и утвержденный приказом предприятия. Его разместят в вагонах всех трамваев и троллейбусов Барнаула. Думается, что многих горожан он удивит и вызовет возмущение.

Как предлагает поступить пассажирам МУП "Горэлектротранс" в случае схода с маршрута транспорта? Цитируем ответ предприятия: "При отклонении подвижной единицы от заявленного маршрута в связи с неисправностью или ДТП пассажир вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в следующем за сошедшим с линии по неисправности трамвае, троллейбусе. Если есть такая техническая возможность. Пересадка пассажиров в другое транспортное средство организуется кондуктором или водителем транспортного средства, на проезд в котором были приобретены билеты. (ст. 53 "Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", утв. постановлением правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112). При этом пассажир не вправе требовать возврата денег за проезд". К сведению, если трамвай остановился, но рядом проходит троллейбус и на нем можно добраться до пункта назначения, то пассажир вправе пересесть в него, и наоборот — из троллейбуса в трамвай.

Часто же бывает, что пересадка невозможна — другой электротранспорт поблизости не ходит. И, как правило, нет технической возможности организовать следующий за сошедшим с линии трамвай или троллейбус. Уж такие они — ходят по одним и тем же рельсам и контактным проводам. И вот тогда в соответствии с п.1. ст. 28 Закона о защите прав потребителей пассажир имеет право потребовать возмещения платы за проезд в полном объеме. Только для реализации права ему снова придется потратиться.

"Как правило, в этом случае пассажиры начинают требовать возвращения стоимости билета с кондуктора, что является не совсем верным. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регламентируют, что возврат денег производится в пункте продажи билетов, в котором пассажир приобрел билет, а также в иных пунктах продажи билетов, указанных перевозчиком. При этом необходимо учитывать, что фраза: "возврат денег в пунктах продажи билетов" относится к случаям продажи билетов в кассах при междугородном и пригородном сообщении. Возврат денег за неиспользованный проезд на городских маршрутах производится в "иных пунктах, указанных перевозчиком" (ст.49 Правил). Это связано с тем, что деньги выдаются пассажиру под его расписку в ведомости по приему билетов, в которой указываются дата и номер маршрута регулярных перевозок, номер и стоимость билета, подтверждается подписью кассира пункта продажи билетов.

В соответствии с порядком возврата денег за проезд, утвержденным приказом предприятия, пассажир может воспользоваться своим правом на возврат денег, обратившись с заявлением в приемную предприятия по адресу ул. Гридасова, 5. Тел/факс 46-99-66, E-male: office@barnget.ru, а также в службу сбора выручки по телефону 46-65-80, 46-99-74 ежедневно с 8 час до 16 час 30 мин. Суббота, воскресенье выходной. Возврат платы за проезд производится в десятидневный срок со дня подачи заявления в кассе МУП "Горэлектротранс" г.Барнаула по адресу ул. Гридасова, 5 ежедневно с 8:00 до 13:30 час, с 16-00 до 16:30 час. Обед с 12:00 до 12:30 час. При предъявлении документа, удостоверяющего личность.

По желанию пассажира возврат платы за проезд может быть осуществлен денежным переводом через "Почту России" либо перечислением на банковский лицевой счет.

В заявлении о возврате платы за проезд необходимо указать фамилию, имя, отчество, место регистрации (проживания), контактный телефон, дату и время начала простоя (изменения маршрута), наименование и бортовой номер трамвая или троллейбуса, номер маршрута следования, направление движения, серию и номер билета, дату подачи заявления.

К заявлению должен быть приложен оригинал контрольного билета, квитанции на провоз ручной клади. В случае направления заявления по электронной почте, факсом оригинал контрольного билета, квитанции на провоз ручной клади должен быть предоставлен кассиру при получении денежных средств", - разъясняют в МУП "Горэлектротранс".

И еще один нюанс. В МУП "Горэлектротранс" г.Барнаула сообщают, что требования пассажира по возврату планы за проезда не подлежат удовлетворению, если будет доказано, что нарушение сроков оказания услуги по перевозке произошло вследствие непреодолимой силы, то есть непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам, по данным предприятия, можно отнести стихийные бедствия, сделавшие невозможным движение по данному маршруту (например, отключение электроэнергии из-за урагана оставило без питания горэлектротранспорт), а также дорожную ситуацию (затрудненное движение, поломку стороннего автомобиля на переезде через трамвайные пути или ДТП, произошедшее не по вине предприятия).

Из всего перечисленного можно сделать вывод, что вернуть плату за проезд горожане в большинстве случаев не смогут или даже не будут пытаться из-за экономической нецелесообразности и необходимости потратить лишнее время.

Наверное, более благополучно обстоит ситуация с автобусами. Нет, плату за проезд в них тоже в основном не возвращают. Зато есть возможность пересесть в следующий, правда, потеряв время на ожидание.

С комментарием по теме выступил председатель правления Барнаульского городского общества автопредпринимателей, генеральный директор транспортной компании "Евробус" (маршруты №53 и №35) Валерий Леонов.

"Они (пассажиры), конечно, вправе требовать возврата денег. Но мы все-таки практикуем пересадку, потому что потом возникают сложности у кондуктора по возвратному билету. Ей потом нужно будет писать объяснительную, сдавать в бухгалтерию, акт составлять...

Но у нас проблем по таким поводам от пассажиров не поступило еще ни разу, потому что автобусы идут каждые пять минут. Естественно, извинения приносим людям, пересаживаем и вопросов нет. А вообще, по моему мнению, по трамваем и троллейбусам, как вы сами сказали, трудно это сделать — на другой транспорт пересадить, поэтому нужно возвращать билеты", - сказал Валерий Леонов. По его словам, если же пассажир все-таки настаивает на возврате платы, на маршрутах "Евробус" ее отдают прямо в автобусах.

Кстати, в ближайшие годы в Барнауле увеличится количество горэлектротрансорта. Нововведения предусматривает Стратегия развития городского пассажирского транспорта в городе Барнауле на 2011-2015 годы. Сейчас в городе 400 автобусов большой вместимости, столько же автобусов особо малой вместимости, 165 трамваев, 47 троллейбусов. К 2015 году планируется количество трамваев оставить прежним (165), количество троллейбусов довести с 47 до 80, то есть почти удвоить, автобусов большой вместимости с 400 до 430, а количество "маршруток" уменьшить с 350 до 240.

Напомним, на сайте ИА "Амител" открыт раздел "Удобный автобус". Свои сообщения о работе городского транспорта можно оставлять здесь: http://www.amic.ru/actions/my_transport/

Иллюстративное фото из архива ИА "Амител", а также с сайта http://news.barnaul-altai.ru, http://metroblog.ru.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров