Отец Сергий: «Рождество лучше всего встретить в храме»

06 января 2012, 13:58, ИА Амител

В пресс-центре "Комсомолки " побывал митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий.

"Разделение церквей по дате празднования Рождества не нарушило единства христиан"

- Владыка, мы встречаемся с вами накануне Рождества Христова. В России, в Грузии, Сербии, а также в Иерусалиме и на горе Афон оно празднуется по юлианскому календарю и приходится на 7 января. Западные же католики с православными христианами Болгарии и Греции отмечают его по григорианскому календарю 25 декабря. То есть получается, Рождество празднуется в два совершенно разных дня. Надо ли стремиться к тому, чтобы все христиане отмечали Рождество в один день?

- Хочу напомнить, что такое расхождение вызвано двумя причинами: с тем, что мы держимся за традиции православия, но в то же время не хотим учитывать очевидные вещи. Вопрос по сути сводится к разнице в астрономическом календаре. В свое время западные христиане перешли на новый стиль, а Россия оставила старый. Новый календарь большевики ввели в 1918 году. Скорее всего, не случись революции, точно так же рано или поздно поступило бы и царское правительство. Когда после декрета о новом стиле Патриарх Тихон перешел на этот календарь, верующие не поддержали этого шага. 25 декабря, в день Рождества Христова по новому стилю, храмы были пусты, а 7 января (то есть 25 декабря по старому стилю) они были полны людей, которые пришли отмечать Рождество. Хотя Патриарх его уже отпраздновал. Поэтому он был вынужден отменить эту практику. Начались гонения на церковь, и все нововведения в религиозную жизнь воспринимались в штыки. Так и получилось, что календарный вопрос наша церковь до сих пор не пересматривает. В конце концов, важен сам факт празднования Рождества Христова. Проблема перехода на новый стиль имеет еще одну немаловажную особенность. Придется пересмотреть весь календарь празднования святых - это гигантская работа. Поэтому вопрос о переходе на новый стиль пока не ставится. Но важно то, что разделение церквей по дате празднования Рождества не нарушило нашего единства. Думаю, такое произошло впервые в истории христианства - мы оказались выше этого.

- А как быть тем верующим, кто проживает или бывает подолгу за границей, где рождественские праздники начинаются 25 декабря? Получается, у них будет два Рождества...

- Я шесть лет был настоятелем прихода в Женеве. Там я застал людей, которые уехали из нашей страны в первую волну эмиграции. Они очень смущались от некоторой раздвоенности. Навещая своих детей во Франции, Германии, Америке, отмечали с ними Рождество по новому стилю. Потом же приходили ко мне и каялись, что им пришлось разговеться. Чтобы не было такой путаницы и лишних искушений, они попросили перевести наш приход на новый календарь. Патриарх и Священный Синод такую идею поддержали, однако этого так и не случилось. Среди прихожан нашлось несколько человек, которые высказались категорически против. Причем это были люди, которые перешли в православие из католической и протестантской церквей. Они сказали, что раз уж приняли нашу веру, то хотят праздновать Рождество вместе с Патриархом Московским и Всея Руси.

Можно ли на святки гадать?

- Владыка, а как церковь советует провести Рождественский сочельник?

- Верующие, конечно же, знают, что накануне Рождества нельзя ничего есть до появления первой звезды. Вообще же правильная традиция такова - после литургии святого Василия Великого в храме на середину выносят символическую звезду в виде зажженной свечи. Поют кондак Рождества Христова. Это считается восхождением Вифлеемской звезды, после которого можно есть вареные зерна - сочиво. От этого названия и произошло слово "сочельник". Однако не везде эта традиция одинаковая. Например, в западных странах и на Украине вечер сочельника - время, когда все собираются вместе, исполняют рождественские песнопения. Из закусок на столе - разные постные блюда. Например, в Чехии и Германии пекут или варят карпа. А затем все идут на богослужения и, возвращаясь домой, разговляются.

- У многих возникает вопрос по поводу первой звезды. Ведь тем, кто живет в городе, ее бывает сложно увидеть...

- Самый правильный вариант - ориентироваться на время окончания литургии. Но если вы ждете звездочки, то необходимо знать, когда они появляются на небе. Как правило, это пять-шесть часов вечера.

- Многие в святки любят гадать. Как церковь относится к такой традиции?

- Я считаю, что она ничего хорошего не приносит. Наши великие поэты Пушкин и Жуковский очень красочно описывали святочные гадания, однако там речь шла о достаточно безобидных вещах. Ведь одно дело, когда девушки бросают башмачок, и совсем другое, если гадания связаны с привлечением темной силы. От них надо воздержаться, ведь подобные практики зачастую заканчиваются для человека трагедией. Человеческая психика входит в общение с духовной силой - носительницей зла, которая старается погубить все живое. Самый свежий пример - книга архимандрита Тихона (Шевкунова) "Несвятые святые". Там он рассказывает об одном из спиритических сеансов, на котором вызывали дух Гоголя. И добеседовались с ним до того, что "Николай Васильевич" попросил облегчить его загробную участь. А это могло наступить, только если они сами себя убьют. Как вспоминали молодые люди, отходить от этого было очень тяжело. Пришлось обратиться к священнику. Поэтому от общения с темной силой лучше воздержаться. Если вы вступите с ней в контакт, она так просто никого не отпустит - будет преследовать и сделает все возможное, чтобы подвести человека к роковому шагу. Мы устроены так, что знаем свое прошлое и настоящее, а будущее закрыто завесой. Церковь говорит: мы творцы своего счастья, и если живем правильно, ничего плохого не случится. Все будет успешно и благополучно.

Религиозного смысла рождественские елки не имеют

- В ночь на 7 января многие верующие придут на Рождественскую службу. Однако не у всех есть такая возможность. Как быть этим людям?

- Конечно, в это время желательно быть в храме. Ведь соборная молитва имеет особый смысл - она более действенна и Бог посылает людям благодать, исполняет их просьбы. Ведь в Священном Писании Христос сказал: "Где двое или трое собраны во Имя мое, там я посреди них". Но, возможно, кто-то на Рождество несет дежурство на работе и физически не может быть в храме. Вряд ли смогут простоять всю службу престарелые и больные люди. Поэтому я посоветовал бы посмотреть прямую телевизионную трансляцию и духовно присоединиться к тому храму, из которого она ведется.

- Владыка, в завершение нашей беседы хотела бы вас спросить про традицию ставить в домах елки. Изначально она была связана с Рождеством. Что она означает?

- С точки зрения религии елка никакого смысла не несет. Это просто атрибут праздника. Уже потом появилось много легенд. Одна из них - волхвы украсили елками вертеп, где родился Христос. Однако это неправда. Ведь в то время на Ближнем Востоке елку найти было невозможно - на всех торжествах использовали пальмовое дерево. Не стоит забывать и о том, что ангелы сказали волхвам не обозначать для Ирода то место, где родился Христос. Иначе его было бы легко найти. Так что эта легенда не выдерживает никакой критики. На мой взгляд, появление елок связано с традицией создавать вертепы - маленькие подобия Вифлеемской пещеры. Их украшают еловыми и сосновыми ветками. А самые ранние упоминания о елке относятся к XII веку - эти деревья на Рождество в своих домах ставили жители Прибалтики. Не случайно Таллин и Рига до сих пор оспаривают пальму первенства. Вообще же елочная культура зародилась в Германии во времена реформации. В одном из своих публичных выступлений Мартин Лютер отметил это дерево как рождественский атрибут. А вот в России елка впервые появилась как новогодняя. В 1699 году император Петр издал указ о том, что этот праздник будет отмечаться не 1 сентября, а 1 января. И в честь него по всей стране должны ставить елки и давать фейерверки. Вот и получилось, что елкой дом украшали к Рождеству, по старому стилю 25 декабря, а потом она стояла до Нового года.



Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров