30 тыс. звонков приняли за год психологи алтайского детского телефона доверия
09 сентября 2014, 07:58, ИА Амител
Пятый год в Алтайском крае действует детский телефон доверия. Начинали с двух линий, но потребности явно опережали возможности, поэтому и было решено год назад открыть дополнительно еще пять. Это позволило, по словам руководителя службы психолога высшей категории Марины Макашовой, расширить спектр услуг. И, как показала практика, достаточно успешно – число обращений возросло многократно. За год работы только на дополнительных линиях было принято около 30 тысяч звонков, пишет "Алтайская правда".
Обращаются и взрослые, и дети, но чаще всего подростки 10-13 лет, на этот возраст приходится 70 процентов звонков. В основном просят, чтобы помогли разрешить конфликты с родителями, разобраться в отношениях со сверстниками и с противоположным полом.
– Хотя в целом спектр обращений очень широк, но эти три преобладают, – говорит Марина Николаевна. – Когда обращаются родители или лица, их замещающие, то больше интересуются выстраиванием отношений с подростками, которые резко меняют свое поведение: не слушаются старших, дерзят им, вообще ведут себя неадекватно. Поэтому одна из наших задач – профилактика девиантного поведения подростков, организация других видов социально-психологической помощи для позвонивших нам граждан.
Среди абонентов, по словам психолога, есть постоянные клиенты. "Мы зачастую узнаем их, а они нас – по голосу". Все сотрудники – квалифицированные консультанты, прошедшие специальное обучение и подготовку для такой работы. Иной разговор может длиться час, полтора, а то и более. До тех пор пока на том конце провода позвонивший не скажет спасибо.
Попасть в консультанты не просто. Одного только высшего образования по специальности недостаточно, нужно обязательно пройти дополнительное обучение, и уже на первой его ступени, когда начинается практика (а ее очень много), человек сам понимает, его это дело или нет. "Это очень сложная работа, поэтому и сами новички выбирают, и мы в свою очередь тоже смотрим – наш человек или нет".
Обязательное условие этой службы экстренной психологической помощи – анонимность и консультантов, и абонентов. Засекречен даже адрес, по которому работает телефон доверия. К слову, работает круглосуточно и на всю территорию Алтайского края.
– А бывают звонки-розыгрыши?
– Да, бывает, нам, хихикая, рассказывают какую-то вымышленную историю, которая якобы приключилась с их знакомым или родственником. Мы понимаем, что история придуманная, но очень серьезно относимся к таким звонкам. Для ребенка это пробный шаг. Он сразу не решается высказать волнующий его вопрос, а как бы проверяет, насколько можно доверять телефону доверия. И, почувствовав, что к нему относятся серьезно, через какое-то время перезванивает, чтобы обсудить волнующий вопрос.
Помощь консультанта-психолога – дистантная, – рассказывает об особенностях своей работы Марина Николаевна, – поэтому важно выслушать абонента до конца, выяснить все тонкости беспокоящей его проблемы, поддержать и в зависимости от возраста выработать какой-то план либо безопасности, либо дальнейших поступков, опираясь на опыт и окружение ребенка.
В экстраординарных случаях, когда родственники, соседи или знакомые сообщают нам, например, о жестоком обращении или даже насилии над ребенком, мы выясняем данные ребенка, а затем передаем информацию в комиссию по делам несовершеннолетних по месту его жительства. В дальнейшем проходит проверка поступивших сведений, и неподтвердившиеся случаи очень редки.
– Иногда ребенку кажется, что он испытывает давление со стороны взрослых, но когда начинаем детально разбираться и анализировать ситуацию, выясняется, что и сам он бывает неправ, и давление со стороны взрослых вызвано его же собственным поведением. Важно, чтобы ребенок сам это понял, сам оценил ситуацию и сам сделал вывод, как же вести себя дальше.
– А ребята постарше 10-13 лет обращаются?
– Конечно, и у них проблемы посложнее, нередко дело доходит до суицидальных настроений. Важно выйти на причину. Мы не даем оценок его поступкам, мы принимаем его таким, какой он есть, и это безусловное принятие становится ключом к диалогу. Получается, что в окружающем мире мальчику или девочке не хватает именно этого объективного безоценочного отношения и поддержки и безусловного принятия таким, какой он есть. Иными словами, если родители, родственники или педагоги будут нейтрально вести себя с подростком, не попрекая его (такой-сякой, не так сделал и т.д.), принимать даже в какие-то моменты его девиантное поведение, то и конфликта можно избежать. Важнее и продуктивнее не ругать его, не осуждать, а поддержать и успокоить: неудача тоже результат.
+++
Звонить можно круглосуточно по номеру 8-800-2000-122. Звонок бесплатный на всей территории Алтайского края для всех телефонов – и мобильных, и стационарных.
Комментарии 0