Автогиганты потеряли в РФ 23 млрд рублей, но инвестируют снова

Совокупные потери 15 ведущих крупнейших дистрибьюторов иностранных автокомпаний на российском рынке в 2014 году составили 23 млрд рублей. Впрочем, глобальные автоконцерны не стараются поднимать цены на машины. Почему – разбирался известный алтайский автоэксперт Александр Михельсон

02 сентября 2015, 10:00, ИА Амител

Автоэксперт Александр Михельсон рассуждает о том, почему мировые автоконцерны снова намерены инвестировать в российский рынок, потеряв в нашей стране уже более 23 миллиардов рублей.

Согласно официальной бухгалтерской отчетности за 2014, опубликованной "Ассоциацией Европейского бизнеса", автоконцерны понесли в прошлом году на российском рынке многомиллиардные убытки. Несмотря на то, что рынок провалился всего на 10%, а в конце года наблюдался и вовсе ажиотажный спрос на автомобили, практически все автогиганты закончили год в минусах.

Кто понес убытки?

КИА моторс русКИА моторс рус

Максимальные потери понесла корейская KIA. Согласно официальным данным, "КИА моторс рус" потеряла в 2014 году рекордные 8,2 млрд рублей. Хотя в 2013 году компания, напротив, получила прибыль в 5 млрд рублей.

Отрицательный результат показал еще один лидер российского рынка - "Фольксваген групп рус", производящий большую часть своих моделей в России на заводе в Калуге. В 2013 году компания заработала на нашем рынке 3,9 млрд рублей, но в 2014 году отчиталась об убытке в 1,7 млрд рублей. Показательно, что выручка компании за этот период практически не изменилась: в прошлом году она составила 231 млрд рублей, что всего на 4% меньше, чем годом ранее.

23 потерянных миллиарда

VolkswagenVolkswagen

Вывод в данной ситуации очевиден – столь серьезные потери автогиганты несут не из-за падения продаж, а из-за резкой девальвации рубля. Никто не поднял цены на свои автомобили параллельно с изменением курсов валют, при этом цены на комплектующие и их производство остались в долларовом эквиваленте без изменений. В результате совокупные потери 15 ведущих крупнейших дистрибьюторов иностранных автокомпаний на российском рынке в 2014 году составили 23 млрд рублей.

Впрочем, это не самые серьезные убытки, которые терпели автоконцерны в России. Так, в 2003 году убыток уже упомянутого концерна Volkswagen составил невероятные 33 млрд рублей.

С другой стороны, есть компании, которые прошли сложный период без особых проблем. Например, еще один корейский автогигант Hyundai Motor закончил 2014 год с прибылью 1,2 млрд рублей, хотя это и меньше на 57%, чем в 2013 году. Здесь важно понимать, что корейский Hyundai и KIA – родственные компании и образуют один концерн Hyundai Motor Company. При этом KIA заканчивает год с рекордным убытком, а Hyundai остается в плюсе.

Глобальные автоконцерны с оборотами в миллиарды долларов, а не рублей, имеют долгосрочные стратегии и относятся к подобным ситуациям на локальных рынках с учетом долгосрочных интересов. На продажи может повлиять не только ситуация на рынке, но и состояние модельного ряда конкретной компании на данный момент и много других факторов. Яркий тому пример – немецкий Mercedes, получивший в кризисный 2014 год рекордную прибыль 5,7 млрд рублей. При этом еще один представитель "большой немецкой тройки" BMW отчитался об убытке в 1 млрд рублей.

Новые инвестиции в российский рынок

новые инвестицииновые инвестиции

Но уже на следующий год ситуация может измениться, и потери будут с лихвой компенсированы изменениями в модельном ряду и улучшением экономической ситуации (очень на это надеюсь). Ровно поэтому глобальные автоконцерны не стараются поднять цены параллельно с изменением курсов валют, понимая, что двух- и более кратное увеличение стоимости автомобилей приведет к полному коллапсу рынка, разорению дилеров и, соответственно, уничтожению дилерской сети, на построение которой ушло много лет. А это никак не входит в стратегические планы лидеров рынка. Более того, несмотря на серьезные проблемы, концерн Hyundai Motor Company недавно сделал заявление о новых инвестициях в российский рынок. Видимо, это и есть проявление долгосрочной стратегии.

Чтобы ситуация не выглядела уж совсем печально, скажу, что часть автопроизводителей, не только Mercedes, все же закончила 2014 год с прибылью. Так, Mitsubishi motors заработала 1,5 миллиарда рублей, увеличив свою прибыль в сравнении с 2013 годом на 31%. Отличные показатели у еще одного японского производителя Mazda, увеличившего прибыль на 64%.

Хорошая машина — это дешевая машина

В заключение – цифры, показанные в кризисный 2014 год российским автогигантом "АвтоВАЗ", и небольшой прогноз на будущее. Тольяттинский завод, который уже стал органичной частью концерна Renault-Nissan, активно развивает модельный ряд, готовится вывести на рынок принципиально новую модель С-класса "Лада Веста", но при этом никак не может выйти из убытков. В 2014 году предприятие потеряло 25,4 млрд рублей, что почти в четыре раза больше, чем годом ранее. Падение продаж за отчетный период составило 15%. Тем не менее, у российского автопроизводителя есть хорошие перспективы именно в связи с ситуацией на рынке. Компания представлена в бюджетном сегменте, который в кризисные времена чувствует себя обычно неплохо.

Что же касается 2015 года, то ситуация, судя по всему, будет лишь усугубляться. Очередной виток девальвации рубля, за которым неизбежно последует повышение цен на автомобили, снижение (причем резкое) покупательной способности населения и отсутствие каких-либо вменяемых программ поддержки автомобильного рынка со стороны государства приведут к еще большему провалу.

Очень надеюсь, что запас прочности лидеров мирового автопрома таков, что они смогут пережить смутные времена на нашем рынке и как минимум останутся на нём. И громко хлопать дверью, как Chevrolet и Opel, больше никто не будет. С другой стороны, терпеть многомиллиардные убытки из года в год тоже не будет никто.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров