"Чужая" земля. Эксперты рассказали, что тормозит застройку квартала рядом с аэропортом

В перспективе на участке площадью 360 га можно возвести 18 жилых кварталов

25 ноября 2021, 06:32, ИА Амител

Строительство в Барнауле / Фото: Екатерина Смолихина / amic.ru
Строительство в Барнауле / Фото: Екатерина Смолихина / amic.ru

Планы по застройке участка рядом с барнаульским аэропортом, где хотят возвести мини-город из 18 кварталов, могут провалиться. Дело в том, что институт жилищного строительства "Дом.РФ", которому и принадлежит земля, рекомендует разом осваивать территорию почти в 400 га. Но у региональных строителей на это нет ни средств, ни технических возможностей. Компании предлагают правительству региона забрать участок у федерации, перевести его в краевую (или городскую) собственность и застраивать поэтапно. Однако, по словам алтайских чиновников, пока это невозможно. 

"Отдать другим застройщикам" 

Территория, которая потенциально может быть отдана под застройку, располагается рядом с барнаульским аэропортом. Общая площадь участка – 900 га, но только 360 га из них не попадают в седьмую подзону приаэродромной территории, где запрещено жилищное строительство. Свободную от ограничений часть земли Минстрой России и "Дом.РФ" (которому и принадлежат 900 га) рассматривают для комплексного развития.

"Федералы" предлагают застраивать территорию одномоментно, на условиях концессионных соглашений*. Но, по оценкам замминистра Алтайского края по строительству Игоря Спивака, региональные девелоперы с гигантским объёмом работ не справятся. 

"Мы убеждаем федеральный центр, что, учитывая специфику Алтайского края и ограниченные возможности строительных организаций, выставить на рынок такой объём жилья – это значит отдать его застройщикам из других регионов. Мы убеждаем подходить к этому поэтапно, привлекать механизмы инвестиционных кредитов, облигаций", – сообщил Спивак во время экспертного совета премии "Менеджер года – 2021" по строительству в ИД "Алтапресс". 

*Концессионные соглашения – особый вид договоров, при заключении и исполнении которых происходит передача государственного либо муниципального имущества частному инвестору с целью его развития и дальнейшей эксплуатации. К концессионным соглашениям относятся и договоры, условия которых предусматривают создание объекта частным инвестором в будущем, но при этом условия о передаче объекта инвестору для дальнейшей эксплуатации им объекта аналогичны.

Неясные инвестиции 

Проблему развития квартала у аэропорта можно решить, если перевести землю из федеральной в краевую собственность, заметил председатель правления Союза строителей Алтайского края Александр Мишустин. Сделать это может только правительство края, однако власти, по мнению эксперта, пока не проявляет инициативы. 

"Мы говорили, что надо выходить на правительство страны и передавать землю краю, в лучшем случае – Барнаулу. Но до сих пор в Москву никто не обратился. Эти переговоры будут идти два-три года, а реальных земельных участков для строительства в городе не будет", – отметил Мишустин. 

Развитие территории у аэропорта тормозит и отсутствие инженерных сетей. Чтобы провести на участок электричество, воду и тепло, по предварительным оценкам, требуется несколько миллиардов рублей. Такой объём инвестиций для ресурсоснабжающих организаций Барнаула неподъёмен. 

По мнению Александра Мишустина, помочь в "сетевом" развитии квартала могут инфраструктурные кредиты. Но выдают займы не частным компаниям, а правительству регионов. Поэтому эксперт предлагает строителям и "ресурсовикам" подключить к решению вопроса губернатора Алтайского края Виктора Томенко. 

"Надо выйти на губернатора, чтобы он подготовил письмо на правительство страны с просьбой отдать эту землю Алтайскому краю", – отметил он.

Однако Игорь Спивак сообщил: Виктор Томенко неоднократно поднимал вопрос о "приватизации" земли на федеральном уровне, но пока повлиять на ситуацию не может. Поэтому, считает замминистра, единственный выход – получить от Москвы разрешение на поэтапную застройку рядом с аэропортом. 

"Позиция общая по всей России: в собственность субъекта эти участки (принадлежащие "Дом.РФ" и предполагающие комплексное строительство, – прим. ред.) передавать не будут. У федерации масса законов принята в части концессии, и сегодня возможно применение только этого механизма. Можно выходить с законодательной инициативой об их отмене, но тогда мы и через пять лет не приступим к освоению земли", – резюмировал Спивак. 

Что хотят построить у аэропорта?

Согласно концепции "Дом.РФ", территория квартала (ещё его называют Северо-западный планировочный район) разбита на три зоны: жилую, административную и промышленную.

Самая большая часть квартала, которая попадает в седьмую подзону (а это 687,3 га), отдана под строительство промышленных и коммунальных объектов и сельскохозяйственное использование. Остальная часть участка – 228,7 га – отведена под строительство жилья и социальных объектов. Так, по оценке "Дом.РФ", в микрорайоне можно возвести 18 кварталов. Разрешённая высота зданий – до 25 этажей, общая площадь квартир составит 1,23 млн квадратных метров.

Также в мини-городе предполагается строительство девяти типовых школ по 550 мест каждая, в которых, по расчётам, смогут обучаться почти 4,7 тыс. детей. Запроектированы на участке и восемь детских садов по 280 мест. Они смогут принять 2,2 тыс. детей. Заложен в жилом массиве и квартал под общественно-деловую застройку (16,6 га) и зелёную зону, например, парк (6,7 га).

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров