66 лет назад с площади Свободы на маршрут вышел первый барнаульский трамвай
Сотрудники Горэлектротранспорта празднуют две знаменательные даты: 26 октября в России отмечается День работников автомобильного городского пассажирского транспорта, а 7 ноября исполняется ровно 66 лет с тех пор, как с площади Свободы отправился на маршрут первый барнаульский трамвай
24 октября 2014, 15:22, ИА Амител
Трудностям вопреки
Вот уже более полувека город просыпается под стук колес и звонки трамваев. Сейчас невозможно представить себе краевую столицу без красно-желтых вагонов, неторопливо бегущих по рельсам, и без характерного урчания рогатых троллейбусов. Ежедневно электротранспорт перевозит 180 тысяч человек – третью часть населения города!
А начиналось все ой как непросто. От задумки организации трамвайных пассажироперевозок до торжественного пуска движения прошло 37 лет. Реализации проекта мешали то Первая мировая, то страшный пожар 1917 года, то Великая Отечественная и послевоенная разруха. Но трамвай был городу необходим. В сороковые годы в Барнауле проживали 172 тысячи человек, одно за одним вступали в строй новые промышленные предприятия. А городской транспорт составляли 23 автобуса и девять легковых такси, которые могли охватить только 10% населения. Неразвитость транспортной сети являлась одной из основных проблем Барнаула. И решить ее был призван трамвай, который связал бы жилой центр с промышленной зоной.
Первые ощутимые подвижки начались в 1946 году. Пути для будущих маршрутов строили всем миром. Расходы на их прокладку взяли на себя заинтересованные заводы: котельный, станкостроительный, "Трансмаш", БМК. На предприятиях края провели воскресник по заготовке, отгрузке леса и шпалопилению. В городах и селах объявили оргнабор на барнаульскую стройку. С регулярными новостями о ходе работ в эфир выходила специальная радиопередача "На строительстве трамвая". В мае 1947 года бюро Барнаульского горкома ВКП (б) постановило считать сдачу первой очереди трамвайных путей важнейшей задачей для всех организаций и предприятий Барнаула.
Спецодежда – двойные валенки и тулуп
Летом 1948 года работы еще шли полным ходом, а первая группа водителей трамвая уже отправилась на обучение в Новосибирск. В числе 11 курсантов была 21-летняя Катя Шершнёва (в замужестве Притула). 7 ноября, когда торжественно открылось движение трамвая по первой ветке, от площади Свободы до Нового рынка, она, гордая и счастливая, сидела за управлением моторного стального вагона – эмэски.
– Бабушка рассказывала, что люди очень радовались, – вспоминает Арина Бегаева, внучка первой вагоновожатой ГЭТ. – Ничего подобного в городе не видывали, поэтому оценить новый вид транспорта собрались чуть ли не все горожане. На площади скопилось столько народу, что практически невозможно было проехать. Все кричали, махали водителям руками. Бабушке тоже было радостно. Но работа оказалась сложной. Отправляясь на учебу, она представляла себе, как будет сидеть в белой блузке за управлением. На деле вышло, что спецодеждой стали двойные валенки и теплый тулуп. Первые вагоны были не-отапливаемые. Чтобы согреться, вагоновожатые раскаляли кирпичи и укладывали их в кабине под ноги. Но несмотря на такие тяжелые условия, Екатерина Притула не оставила предприятие. Всю жизнь проработала она в Горэлектротрансе и вошла в его историю как основательница одной из 30 трудовых династий, чей общий стаж более 200 лет! Молодая, энергичная вагоновожатая привела в ГЭТ двух своих сестер. Одна отработала здесь 20 лет, вторая – 36. По стопам Екатерины Ивановны пошла ее дочь Татьяна, также став вагоновожатой.
– Это интересное совпадение, – продолжает Арина Евгеньевна. – У нас в семье бабушка – первый водитель трамвая, а мой папа, Евгений Бегаев, – первый водитель троллейбуса. Троллейбусы появились в Барнауле в 1973 году. Папа работал в ГЭТ слесарем с момента его основания, потом прошел обучение и стал водителем. И вот однажды он зашел в трамвай, которым управляла мама, разговорились. Так родилась семья. Сейчас папе 61 год, 41 из них он водит городские троллейбусы и на пенсию пока не собирается.
История семьи и история ГЭТ для Арины Бегаевой уже неразделимы. Закономерно, что, определяясь с профессией, она пришла в Горэлектротранс. Сначала была кондуктором, потом диспетчером. В прошлом году представительницу династии назначили начальником центральной диспетчерской станции.
– Сколько себя помню, дома всегда велись профессиональные разговоры. На семейных торжествах бабушка, ее сестры, папа с мамой неизменно затевали обсуждения. У них всегда болела душа за предприятие. Только дедушка, единственный, кто не работал в ГЭТ, ничего не понимал в их разговорах, сердился и требовал: "А ну заканчивайте свое селекторное совещание!".
Сын Бегаевых, 14-летний Родион, пока склоняется к медицине. Но в семье не удивятся, если парень решит продолжить династию.
– Папина мама жива, она почему-то верит, что Родион по нашим стопам пойдет, – говорит Арина Евгеньевна. – Кто знает, может и правда, у нас в семье это призвание в генах? Тогда от природы не уйдешь.
Каждый маршрут – особенный
Работа в ГЭТ – это тяжелый и ответственный ежедневный труд, без выходных и праздников. За безопасность людей, их настроение, за то, чтобы они успели по своим делам вовремя, отвечают 2340 человек: водители, кондукторы, слесари и диспетчеры Горэлектротранса.
Первые составы выходят на маршрут в 6.15. Это значит, что уже в три ночи работники ГЭТ на ногах. В 5.00 приемка машины – и в дорогу.
Наверное, легких профессий в принципе не бывает. Но, разговаривая с сотрудниками предприятия, невольно удивляешься, откуда в них столько любви к своему делу, откуда столько сил и терпения? Ни для кого не секрет, что Гор- электротранс – предприятие с непростой судьбой. Но в коллективе всегда была опора, костяк, который оставался верен предприятию, несмотря ни на что. Даже в 1990-е годы, когда зарплату сотрудникам выдавали в мешках: собранной у пассажиров мелочью.
– Я 27 лет работаю в ГЭТ, – говорит Надежда Штанова, водитель трамвая первого класса. – Но каждый раз, садясь за управление, чувствую ответственность: я работаю с людьми, отвечаю за их безопасность.
Надежда Николаевна начинала на "десятке", водила трехвагонные составы. Сейчас рулит "единицей". Несмотря на солидный водительский стаж, за руль автомобиля никогда не садилась: смеется и объясняет, что страшно. Зато со своей 19-тонной махиной Надежда Николаевна управляется легко и честно признается, что даже в тяжелые времена не возникало желания уволиться:
– Я здесь всех знаю, на работу приходишь, как домой. Я и правда уже не представляю свою жизнь без перестука колес, без кабины, откуда открываются потрясающие виды города. За столько лет работа не приедается. Она сложная, но очень интересная, ведь каждый маршрут не похож на другой.
Инкогнито из Барнаула
– Знаете ли вы, что директор предприятия Александр Семыкин периодически совершает проверочные поездки на трамваях и троллейбусах? Четыре года назад, когда он только возглавил Горэлектротранс, ему удавалось соблюсти полное инкогнито. Он ехал как обычный пассажир, а потом на совещаниях подробно разбирал замеченные недостатки.
– В 2014 году Горэлектротранс впервые в истории предприятия занесен на Доску почета г. Барнаула за значительный вклад в социально-экономическое развитие города.
– Высшая награда Министерства транспорта РФ – знак "За безаварийную работу". Знаком отличия первой степени отмечают тех водителей горэлектротранспорта, под управлением которых безаварийный пробег транспортного средства составил свыше 400 тыс. км. В МУП "Горэлектротранс" знаками безаварийности I, II, III степени награждены 240 человек.
– Сейчас Горэлектротранс постепенно выходит из тяжелого финансового кризиса. Главные события года – завершение ремонта диспетчерских, перекрытие кровли, глобальная реконструкция станции Докучаево. На будущий год аналогичные работы начнутся на площади Свободы.
– В Алтайском крае всего в трех городах есть электротранспорт: в Рубцовске – троллейбусы, в Бийске – трамваи, и только в Барнауле – и то, и другое.
+++
"Вечерний Барнаул"
Комментарии 0