87 лет сегодня исполняется Майе Плисецкой
20 ноября 2012, 09:06, ИА Амител
"Сразу хочу процитировать выдающуюся итальянскую балерину Карлу Фраччи, которая как-то сказала: "Выше Майи только Бог!" - напомнил Александр Фирер. - С этим трудно не согласиться. Плисецкая артистична, красива, музыкальна. Это - ослепительная комета, обладающая энергетикой высокого напряжения. Она масштабна. Потому Большой театр - ее размер".
Она танцевала практически 60 лет. И почти 50 из них - на сцене Большого театра, в труппу которого была принята в 1943 году, сразу после окончания Московского хореографического училища. Она станцевала практически все главные партии в классическом репертуаре: страстную Зарему, поэтичную Аврору, огневую и задорную Китри, романтическую Джульетту. Только "Лебединое озеро", по ее собственным подсчетам, она исполнила более 800 раз!
"Но Майя не из тех балерин, кто начинает и заканчивает карьеру "Лебединым озером", - замечает Александр Фирер. - Ей всегда надо быть в авангарде, следуя лично сформулированному девизу: "Новенькое давай".
И она совершает крутой вираж - танцует "Кармен-сюиту", буквально сметая на своем пути устоявшиеся каноны и традиции. Зарубежные хореографы активно поддерживают стремление русской балерины к новизне: Ролан Пети ставит для нее "Гибель розы", а Морис Бежар - "Болеро" и "Айседору". Устами последней героини она говорит: "Танец спал до меня, а я его пробудила". "И этот наддиалектический тезис неоспорим", - подтверждает Александр Фирер.
Но Плисецкая не всегда находит хореографа и тогда решается на смелый шаг: сама для себя ставит балеты, написанные мужем, композитором Родионом Щедриным. В свете рампы друг за другом выходят на подмостки "Анна Каренина", "Чайка", "Дама с собачкой". Креативная "мадам Щедрин" в очередной раз потрясает современников галереей литературных образов, выведенных на балетную сцену.
Она любила успех, цветы и овации. "Аплодисменты зрительного зала давали мне пару дополнительных минут для передышки", - признавалась Плисецкая. И с афоризмом Раневской, назвавшей балет "каторгой в цветах", Майя Михайловна тоже соглашалась. "Это правда, если не любишь балет", - остроумно комментировала она.
Кстати, к себе она по сей день относится критически. "Сейчас бы меня даже в простую балетную школу не взяли из-за физических данных - "непродавленная коленка и подъем средненький", - констатировала Плисецкая. К тому же, она никогда не скрывала, что была "невероятной лентяйкой, не любила тренироваться, репетировать". "Впрочем, в последнее время стала думать, что именно это в итоге продлило мою сценическую карьеру: я танцевала в два, а то и в три раза дольше, чем положено. Может быть, потому что у меня были неизмученные ноги", - к такому парадоксальному выводу пришла великая балерина.
Коллекция ее наград обширна. Она - народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, обладательница премий "Триумф" и "Российский Национальный Олимп", полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством", а также орденов многих стран. Ее имя присвоено малой планете номер 4626.
При этом жизнь Плисецкой далеко не всегда была счастливой и безоблачной. Дочь репрессированных родителей, она находилась под надзором КГБ и несколько лет вообще была "невыездной". Но и в самые трудные времена она казалась баловнем судьбы, точную характеристику которой дал большой друг балерины, мэтр мировой моды Пьер Карден, который сказал: "Она так талантлива и неизменно красива! Всегда победительница, в том числе и со временем, годы отступают перед ее жизнелюбием, энергией, смелостью и неутомимой жаждой творчества!"
Фото с сайта zenitbol.ru.
Комментарии 0