Сегодняшний запуск Большого адронного коллайдера поможет человечеству узнать, какой была Вселенная сразу после своего рождения

10 сентября 2008, 10:12, ИА Амител

Сегодня, 10 сентября, в Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН), на границе Швейцарии и Франции в гигантском тоннеле на глубине ста метров, должен состояться первый запуск Большого адронного коллайдера (Large hadron collider, LHC). Этот громадный 27-километровый кольцевой туннель, на 100 метров закопанный в землю, внутренности которого уже заморожены до 1,9 градуса Кельвина (–271,4 градуса по Цельсию), после многих задержек наконец-то заработает. Cобытие будет в прямом эфире транслироваться по Евровидению.

Как напоминает "Независимая газета", проект был задуман еще в 1984 году, а реализовываться начал в 2001-м. На строительство коллайдера потрачено около 8 млрд. долл. Самый дорогой, самый большой и самый сложный экспериментальный прибор в истории человечества!

Ожидается, что эксперименты на LHC позволят обнаружить давно предсказанную, но до сих пор не пойманную частицу – бозон Хиггса, именуемый также "частицей Бога". На теоретическом обосновании ее существования строятся все современные теории происхождения вселенной. Для этого физики намерены сталкивать в туннеле пучки протонов с энергией до 14 тераэлектронвольт (1.4х1013 ТэВ). До самих экспериментов пока еще далеко, это будет пробный запуск, первая попытка прогнать пучок нейтронов по всей длине кольца, разогнав их до 0,45 ТэВ. Если все пройдет удачно, энергия пучка будет постепенно увеличиваться, а расчетной величины, по планам, она достигнет лишь к 2010 году.

Это будут, наверное, самые волнующие физические эксперименты. Можно сказать, что мир замер в тревожном ожидании. Неспециалисты опасаются очередной страшилки о том, что эксперименты на LHC превратят Землю в черную дыру, специалисты – того, что им и впрямь удастся обнаружить бозон Хиггса.

Запуск адронного коллайдера, намеревались осуществить еще в июле 2008 года, но затем перенесли на осень.

Как уже сообщало ИА "Амител", двое граждан США Уолтер Вагнер и Луис Санчои подали в суд на Европейскую организацию по ядерным исследованиям. Они считают, что ученые в своем любопытстве зашли слишком далеко. При столкновении частиц с такой энергией в ускорителе могут образоваться межвременные завихрения или черная дыра. Ее масса начнет расти, с начала она всосет в себя сам коллайдер, затем Швейцарию, Европу, да и всю нашу планету. Страсбургский суд отклонил жалобу противников запуска коллайдера.

Между тем, в Европейском центре ядерных исследований (CERN) убеждены в безопасности эксперимента. В специальном отчете о безопасности ученые подчеркивают, что столкновения той же мощности, что и на коллайдере, в природе происходят постоянно. Проводились исследования, которые показывают, что частицы космических лучей имеют энергии, значительно превосходящие энергию коллайдера — природа постоянно "ставит" эксперименты, подобные экспериментам на LHC, но это не привело к катастрофе. Черные дыры, которые, согласно некоторым теориям, якобы могут появиться при работе коллайдера, будут иметь время жизни столь малое, что просто не успеют начать поглощать материю, заверяют специалисты.

Такого же мнения придерживаются и российские физики. В частности, сотрудник Института теоретической и экспериментальной физики, член-корреспондент РАН Михаил Высоцкий заявил, что "Со Вселенной все будет в порядке".

Официальное открытие LHC запланировано на 21 октября, однако, первый тестовый запуск состоится сегодня, 10 сентября.