Из-за кризиса в российскую торговлю, по мнению экспертов, вернется «советский менталитет»

12 января 2009, 10:37, ИА Амител

Сдерживаемый новогодними продажами кризис ударит по ритейлу сразу после каникул. И виной тому станет не столько коллапс рынка потребительских кредитов, сколько экономический пессимизм населения.

Как сообщает ИА "Росбалт" со ссылкой на международную исследовательскую компанию Nielsen, к началу декабря 2008 года уровень потребительского доверия в России упал до беспрецедентного уровня за последние три года.

"Причиной столь стремительного снижения уровня потребительского доверия стали пессимистические ожидания россиян, связанные с трудоустройством, − пояснил генеральный директор компании "Nielsen Россия" Дуайт Уотсон. — 72% опрошенных сообщили, что считают свои перспективы в области трудоустройства на ближайший год не очень хорошими или плохими".

По данным Nielsen, в восприятии респондентов самое неприятное возможное последствие кризиса – необходимость корректировать сложившуюся структуру потребления и, как следствие, менять привычный образ жизни. Уже на начало декабря, по данным опроса Nielsen, 73% респондентов стали более экономно относиться к покупке продуктов питания и товаров повседневного спроса. В 2009 году тенденция будет усиливаться.

Как заявил бывший совладелец "Евросети"Евгений Чичваркин, 11 января 3−4 млн россиян "не выйдут из запоя": цены на ЖКУ и продукты питания вырастут, а работу они себе так и не найдут. Чичваркин считает, что "самым популярным розничным брендом в столице станет надпись "Аренда", и после Нового года ее "доля" с 7−8% вырастет до 10−15%.

Старший консультант J‘son Partners Сергей Савин сообщил, что по пессимистичному прогнозу рынок средств мобильной связи в наступающем году упадет на 25−50% в штучном исчислении и на 30−60% — в денежном, число салонов сократится на 30−40%. А по прогнозу Чичваркина вскоре все отечественные салоны сотовой связи станут похожи на "грязные и вонючие монобрендовые салончики, какие мы видим в Европе".

Покупки товаров, не относящихся к категории первой необходимости, будут откладываться на более благополучные времена. Например, по оценке главы сети "Эльдорадо" Игоря Немченко, в 2009 году произойдет сокращение рынка электроники и бытовой техники на 20-30%. Похожие прогнозы звучат из уст мебельщиков и парфюмеров. Причем с учетом того, что эти заявления делают руководители проектов, их можно считать оптимистическими. Действительность, скорее всего, окажется более неприглядной.

В меньшей степени посленовогодний ступор угрожает продовольственному рынку. "Люди будут продолжать есть", — констатировал руководитель продуктового розничного оператора X5 Retail Group (сети "Пятерочка" и "Перекресток") Лев Хасис. Но и в этой сфере прогнозируется массовое смещение спроса с деликатесов на базовые продукты. По прогнозам ИК "Ренессанс Капитал", объем рынка розничной торговли в будущем году в долларовом эквиваленте сократится на 9%, а сегмент продуктовой розницы — на 4,9%.

Однако кризис в ритейле не заставит торговлю вести себя более лояльно по отношению к покупателю. Продолжится и даже усилится вернувшаяся с победой сетей над ларьками практика обвесов, обсчетов и подсовывания просроченного товара, которая и сейчас широко распространена. Например, по словам руководителя Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы Владимира Малышкова, в 2008 году московским потребителям были возвращены деньги за приобретенный некачественный товар на сумму около 4 млн. руб. Теперь же сети будут мотивировать некорректное поведение "тактикой выживания". Но на самом деле это лишь прямой результат снижения конкуренции — ведь аналитики предсказывают на 2009 год волну сделок по слияниям и поглощениям мелких игроков крупными.

"В целом, судя по ответам потребителей, сегодня выигрывают гипермаркеты и дискаунтеры, — констатируют социологи Nielsen. — Их плюсы в глазах потребителей − большой ассортимент и возможность купить все в одном месте (дань предпочтениям "сытых" годов) и возможность получить более дешевую цену (новые требования времени)".

По прогнозу аналитиков "Ренессанс Капитал", сильнее всего макроэкономическая ситуация ударит по формату супермаркета — отток покупателей из дорогих форматов торговли в более дешевые неизбежен. Но с переходом в более низкий ценовой сегмент потребитель получит в "продуктовый набор" хамство низкооплачиваемого персонала. Параллельно следует ожидать ощутимого сужения ассортимента. "Если до кризиса на полках было 20 видов подсолнечного масла, то теперь его останется 5 или 10 видов", — предсказывает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский.

ИА "Росбалт" напоминает, что 23 декабря АКОРТ объявила, что все участвующие в Ассоциации сети не будут взимать с производителей небрендированной отечественной сельхозпродукции "входные" бонусы, плату за полку, плату за открытие новых магазинов, а также откажутся от других дополнительных платежей, не относящихся к предмету договора. Но ведь послабление касается только по старинке называемого "овощного отдела".

Кризис будет способствовать монополизации розницы со всеми вытекающими последствиями — торговля обречена на возвращение к "советскому менталитету".

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров