«А зори здесь тихие…»: подходят к концу съемки второй экранизации повести писателя-фронтовика Бориса Васильева
23 сентября 2014, 16:01, ИА Амител
Карельская тайга как будто создана для драматичных историй. Мрачно нависают тяжелые облака, непроходимая чаща обступает со всех сторон, обмелевшая река Остер обнажила черные валуны. Людей почти нет — кажется, во всем поселке Падун никого, кроме съемочной группы фильма "А зори здесь тихие...". Название васильевской повести, к слову, ничего не преувеличивает — как и 70 лет назад, в этих местах почти всегда тишина.
Ровно половина поселка — декорации. Примерно с мая художник-постановщик Артем Кузьмин и его помощники отстроили здесь казарму, баню и несколько домов. В Тверской области нашли подходящие дома, разобрали их, транспортировали в Падун и снова собрали. На берегу два укрепленных зенитных орудия целят в небо. Красивые барышни в гимнастерках и касках пробуют поймать в прицел вражеские самолеты. "Мессершмиттов" на горизонте, к счастью, нет — их нарисуют уже на стадии постпродакшна.
Интерфест/Star media
Интерфест/Star media
— Азимут 290, дальность 250! — кричит наводчица с биноклем в руках.
— Заряжай! — командует Екатерина Вилкова (помкомвзвода сержант Кирьянова). Округу оглашает выстрел. Снаряды холостые, но звук оглушительный. Режиссер недоволен: "Что они все такие румяные?! Подкоптите что ли их как-нибудь!"
Большую часть материала снимали здесь — сцену, где героини притворяются лесорубами и отпугивают диверсантов, засаду в Синюхиной гряде, переход через болото и финальную сцену пленения старшиной Васковым остатков диверсионной немецкой группы. В отличие от повести Бориса Васильева и экранизации Станислава Ростоцкого немцы будут прятаться не в срубе, а в мрачном ущелье — более логичном и кинематографичном злодейском логове. Как уверяет создатели, это едва ли не единственная вольность. В общем и целом фильм будет полностью соответствовать книге.
Интерфест/Star media
— Это было принципиальное решение — снимать именно здесь, в местах реальных боев, — рассказывает режиссер и продюсер Ренат Давлетьяров. — Реквизиторы постоянно находят патроны и хвосты от мин. Но, честно скажу, когда приступал к съемкам, я и предположить не мог, насколько трудно это будет. Погода кардинально меняется в течение дня, если в одном дубле ярко светит солнце, то в следующем уже может быть облачно и накрапывает дождь. Вокруг непролазные буреломы — иногда просто негде поставить камеру. Спасибо группе (а с многими из них я работаю уже почти 10 лет), один в съемках фильма не воин.
— Экспедиция в карельские леса, конечно, увеличила финансовую составляющую, но, я уверен, это того стоило, — говорит продюсер Влад Ряшин. — Для режиссера естественные природные условия — всегда дополнительные сложности, отвлекающие от самого главного. Для актеров же, наоборот, это максимальное погружение в среду своих героев.
Интерфест/Star media
Интерфест/Star media
У каждой из актрис в запасе есть история о приключениях на съемках. Агния Кузнецова, играющая Соню Гурвич, рассказала, как разодрала руку, выбираясь в гидрокостюме из болота на берег. Под тиной и грязью неожиданно обнаружились доски — Синюхина гряда оказалось искусственным островом.
Софью Лебедеву (Лиза Бричкина) топили в болоте в общей сложности 12 раз. Для верности к ногам привязали трос и тянули ко дну. В итоге на нескольких кадрах смертельный ужас на лице был вполне настоящим.
— Через кастинг прошло невероятное количество девушек. Тот состав, который удалось собрать, мне представляется адекватным, — говорит Ренат Давлетьяров. — Здесь нет никакой оглядки на первый фильм, как нет и желания угодить потенциальному зрителю. Конечно, я могу ошибаться. В ком никаких сомнений быть не может — так это в Петре Федорове. Когда я рассказывал, что Васкова должен играть именно он, коллеги округляли глаза и качали головой. А теперь посмотрите — его же не узнать!
Интерфест/Star media
Специально для роли старшины Васкова Петр Федоров набрал 10 кг и отрастил вислые деревенские усы. Проседь в волосах — своя. Как и герою повести, ему 32 года. Добавьте гимнастерку, фуражку, взгляд исподлобья — и вот, полное перевоплощение.
— Васков — сердитый Полкан, — рассуждает Петр Федоров. Непростой человек и, как сказали бы сейчас, закомплексованный, с несчастной судьбой. Четыре класса образования, жена, сбежавшая с полковым ветеринаром, ранящее самолюбие назначение — сторожить пустой пакгауз в тылу. В общем, не самый лучший эпиграф. В фильме Ростоцкого старшина испытывал к девушкам вполне отеческие чувства. Но в книге Васильева представлена более сложная психологическая мизансцена, которую мы аккуратно постараемся перенести в наш фильм. Для меня совершенно очевидно, что он их всех полюбил за эти несколько дней. И их смерть — это и его смерть тоже. Он вынужден жить дальше, хотя так и остался навсегда в этих лесах.
Все три месяца съемок актеры старательно избавлялись от современных ноток в голосе и переходили на более медленный ритм речи. Учились крякать, стрелять, перемещаться по-пластунски, наматывать портянки...
Интерфест/Star media
— В юбках невозможно воевать! — Анастасия Микульчина (Рита Осянина) выражает общее женское мнение. — От постоянного перемещения ползком у нас синяки во всю ногу и странно, что вместо коленок не выросли пятки. От чулок постоянно чешется кожа. Единственное, что хорошо, — кирзовые сапоги. Действительно, незаменимая обувь.
— Все ответы на наши вопросы мы ищем в книге, — подчеркивает Петр Федоров. — Конечно, стать такими, как наши деды, не получится. Слишком много прошло времени. Мы изменились даже физиогномически. Но это всё второй вопрос. Главное — постараться быть органичными. И не врать. Ведь люди тогда, как и мы сейчас, страдали, любили, хотели жить.
Перед съемками многие из группы решили не пересматривать легендарную картину Ростоцкого — чтобы авторитет первого фильма не сковывал воображения.
— Да пусть зовут хоть ремейком, хоть как — уж лучше снять еще один фильм по прекрасной книжке, чем очередные "разбитые фонари" или "мыльные оперы", — уверена Анастасия Микульчина. — Конечно, страшно, но лучше рискнуть, а потом пожалеть о сделанном, чем не делать ничего. И даже если получится не всё, как мы хотели, всё равно это будет не зря.
Отвечая на вопрос: "Изменила ли вас сыгранная роль?", Агния Кузнецова вдруг признается: "Неожиданно стала уединяться и уходить с книжкой".
Интерфест/Star media
"Нас, актрис первого фильма, приглашали сыграть матерей героинь"
"Известия" расспросили актрис из фильма "А зори здесь тихие..." Станислава Ростоцкого о том, что они думают о попытке новой экранизации.
Заслуженная артистка России Елена Драпеко (Лиза Бричкина):
— Желаю Ренату Давлетьярову и всей съемочной группе удачи. Произведение замечательное. Помимо фильма Ростоцкого по книге есть много театральных постановок и даже опера. Вы представьте, сколько раз ставили "Гамлета", пьесы Островского и каждый раз это были не только другие актеры, но и другие смыслы. Сейчас все как-то подзабыли, что был потрясающий спектакль "А зори здесь тихие..." Юрия Любимова в Театре на Таганке, как и фильм Ростоцкого, награжденный Госпремией, но с совершенно другой трактовкой.
Кто знает, может быть Ренату Давлетьярову удастся найти такое, что мы раньше не додумали, рассказать эту историю с позиции нового времени, с использованием современных технологий. Комментировать сейчас какие-то актерские решения или иные детали я не вижу смысла. У режиссера такое видение. Будем оценивать результат. Не получится — ничего страшного, положение старого фильма это никак не поколеблет. А если всё сложится — будет у нас одним прекрасным фильмом больше.
Народная артистка России Ольга Остроумова (Женя Комелькова):
— У меня постоянно спрашивают, что я думаю об этом экранизации, и это для меня загадка. Почему у меня должно быть какое-то мнение об этом? Какое мое дело — я снялась в этой роли 40 лет назад. Жизнь не стоит на месте. Хотят сделать современную экранизацию — пусть делают. Лучше будет, чем наш фильм, или хуже — посмотрим.
Заслуженная артистка Украины Ирина Шевчук (Рита Осянина):
— Ничего не могу сказать конкретного, потому что никаких деталей не знаю. Экранизация еще не состоялась. Был такой остроумный рекламный ход — нас, актрис первого фильма, приглашали сыграть матерей героинь во второй экранизации (в этой или, возможно, предыдущей попытке). Однако, как я понимаю, все девочки, как и я, отказались. И, честно скажу, чтобы там ни было, мне это не очень интересно. Никакой ревности по поводу нового фильма я не испытываю. Наш фильм помнят, любят и, уверена, будут смотреть и дальше. В то же время, честно признаюсь, я ко всем ремейкам, переосмыслениям, продолжениям советской классики отношусь отрицательно. Потому что ремейков, которые были бы лучше оригиналов, я лично не видела.
Интерфест/Star media
+++
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/577018#ixzz3E78qfbuk
Комментарии 0