Аким Восточно-Казахстанской области: "В перспективе возможно создание региона приграничной интеграции и сотрудничества "Алтай"
17 сентября 2004, 09:56, ИА Амител
Об этом аким Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан Талгатбек
Абайдильдин заявил в эксклюзивном интервью редакции интернет-сайта "Алтай трансграничный".
-Талгатбек Жамшитович, а как развивается сотрудничество Восточного Казахстана с иностранными партнерами в различных отраслях экономики? Каковы объемы внешнеторгового оборота области с приграничными территориями стран Алтайского субрегиона?
- Что касается наших непосредственных соседей, то доля Российской Федерации во внешней торговле области наибольшая и составила 37,8% или 310,4 млн. долларов США, что в 1,3 раза больше аналогичного периода прошлого года, а в региональной торговле со странами СНГ доля составляет 91,1%. Экспортные поставки увеличились в 2,1 раза, импортные поступления на 9,9% и составили соответственно 95,2 и 251,2 млн. долларов США.
Восточно-Казахстанская область как приграничный регион особенно тесное сотрудничество осуществляет с сопредельными областями Российской Федерации, а именно: Алтайским краем, Республикой Алтай, Новосибирской областью, а также Челябинской, Тюменской, Омской, Самарской, Волгоградской, Саратовской, Оренбургской, Астраханской и Курганской областями.
Динамичное развитие малого и среднего бизнеса области невозможно без тесного сотрудничества с приграничными регионами РФ.
Мы продолжаем строительство стратегически важного в экономическом плане объекта - дороги "Риддер - граница Республики Алтай", которая станет настоящим прорывом в сфере торгово-экономических отношений четырех стран: России, Китая, Монголии и Казахстана.
До конца года мы намерены положить еще 45 км дорожного полотна, оставшиеся 17 км заложены в бюджет следующего года и будут закончены уже в 1 квартале.
Надеемся, что к этому времени российская сторона также завершит строительство 29 км Чуйского тракта, которые станут логическим окончанием строительства важнейшей трансграничной автомагистрали.
- Как Вы считаете, решение каких вопросов уже сегодня было бы целесообразно вынести на межгосударственный уровень?
- Необходимо решить вопрос об открытии консульских пунктов непосредственно на пограничных пунктах пропуска, что значительно упростит процедуру получения въездных виз, и, в свою очередь, позволит увеличить поток туристов между нашими странами. С этим вопросом непосредственно связано предложение по разрешению выдачи краткосрочных (3-7 дней) туристических виз.
Думаю, важнейшей составляющей нашего сотрудничества должно стать создание единого информационного пространства. Инициированный российской стороной проект создания интернет-сайта "Алтай трансграничный" стал значимым шагом в этом направлении и уже доказал свою жизнеспособность.
Серьезную тревогу вызывает экологическая ситуация в Алтайском трансграничном регионе. Мы должны сохранить эту уникальную природную зону с присущим ей биоразнообразием. Безусловно, для этого необходима разработка механизма обеспечения устойчивого развития при одновременном сохранении первозданности природы Алтайского региона.
Первоочередной мерой в решении данного вопроса, на мой взгляд, могла бы стать общая система мониторинга загрязнения трансграничных территорий, которая позволит реально оценить масштабы проблемы и выработать конкретные пути ее решения.
Считаю, что названные мною проблемные моменты взаимодействия должны быть решены на межгосударственном уровне в качестве первоочередных.
Талгатбек Жамшитович, каково Ваше мнение о перспективах упомянутого Вами многостороннего взаимодействия в рамках общих координационных органов сотрудничества приграничных регионов?
Уверен, что у этого проекта большое будущее.
Достаточно напомнить, что уже имеется положительный опыт создания общих координационных органов межрегионального сотрудничества в Алтайском регионе. В 2002 году был организован Международный координационный Совет "Наш общий дом - Алтай", объединяющий усилия органов власти шести регионов Большого Алтая. Под эгидой этого Совета проводятся совместные проекты, имеющие целью дальнейшее развитие трансграничного сотрудничества, создание на Алтае одного из мировых центров экологического туризма, производства экологически чистой сельсхозпродукции, природосберегающей добычи и переработки полезных ископаемых.
Не вызывает сомнений, что Алтай должен стать ключевым транспортным коридором между государствами Юго-Восточной Азии, Китаем и Россией.
В дальнейшей перспективе возможно создание региона приграничной интеграции и сотрудничества "Алтай", образованного с использованием опыта приграничного сотрудничества в "еврорегионах" и объединяющего территории Синьцзяна, Восточного Казахстана, Российского Алтая и Западной Монголии. Имея общие координационные органы сотрудничества, можно содействовать реализации на региональном уровне межгосударственных договоренностей, достигнутых в рамках Шанхайской организации сотрудничества, тем самым формируя необходимую атмосферу доверия и добрососедства.
Комментарии 0