Александр Провоторов: «Я верну «золотой парашют» «Ростелекому»
02 декабря 2014, 11:26, ИА Амител
Первый заместитель гендиректора "Тele2 Россия" Александр Провоторов рассказал "Известиям" о том, когда его компания потеснит "большую тройку" и за счет чего, зачем оператору свой музыкальный сервис, а также почему он возвращает 200 млн рублей, полученные при уходе из "Ростелекома".
— Александр Юрьевич, в последние недели Tele2 наконец-то начала запускать сети третьего поколения в разных регионах России, а в Туле, где нет лицензии на 3G, планирует запустить 4G. Между тем у ваших конкурентов уже давно есть сети третьего и даже четвертого поколения...
— У компании Tele2 существует покрытие в большинстве регионов России. Это "второе поколение" — сети стандарта 2G. Сейчас во многих регионах мы в зависимости от имеющихся лицензий строим 3G или 4G. Например, в Москве — и то, и другое. При этом существуют регионы, где до сих пор не было ни сетей Tele2, ни сетей "Ростелекома", например Москва.
В итоге на большей части территории страны у нас будет мультистандартная сеть — она станет работать и в стандарте GSM (то есть 2G), и в UMTS (3G), и в LTE (4G).
3G будет наиболее массовой технологией быстрого интернета в России до 2018 года включительно. Мы, конечно, не забываем и про развитие сетей связи 4G. Мы станем строить сети LTE в крупных городах, где проникновение LTE-гаджетов будет расти и станет появляться реальный спрос на эту услугу. Так, в 2015 году мы планируем запустить более 20 сетей 4G под брендом Tele2. Но сегодня LTE в России реально пользуется около 3 млн человек, что составляет чуть более 1% от общего числа абонентов сотовой связи в России. А политика Tele2 — предоставлять абонентам действительно нужные и массовые сервисы.
— Будет ли бизнес-стратегия Tele2 меняться в связи с запуском 3G/4G?
— Стратегия была летом утверждена акционерами. Мы по-прежнему реализуем бизнес-модель дискаунтера на сотовом рынке России. С этой точки зрения стратегия не изменилась. Мы считаем, что она прошла проверку временем. Tele2 росла быстрее рынка, имея только сети 2G, — именно за счет своей бизнес-модели, нацеленной на эффективность. Получив новые возможности, мы используем их для дальнейшего развития.
— Многие покупали ваши SIM-карты исходя из низкой цены на сотовую связь. Но сейчас меняется модель потребления информации. Для мобильного оператора важно предоставлять не только "голос" и SMS, но и высокоскоростной интернет. Был ли у вас отток клиентов из-за отсутствия 3G и 4G?
— У нас традиционно самый низкий отток из всех операторов — во II квартале 2014 года он составил 7,4%. Это объясняется лучшей на рынке службой поддержки клиентов и простой линейкой тарифов с низкими ценами. Сейчас у нас появится быстрый беспроводной интернет, при этом наши преимущества для абонентов сохранятся. Надеюсь, что после полномасштабного запуска сетей нового поколения по всей стране показатели по оттоку будут еще улучшаться.
— Чем еще станете завлекать клиентов быстрого интернета?
— У нас есть свои дополнительные сервисы, так называемые VAS, как и у других операторов связи. Не было только услуг, для которых требуется быстрый интернет. Например, мобильного телевидения, которое есть у других операторов. В ближайшее время в Санкт-Петербурге на нашей сети 3G мы начинаем предоставлять услугу мобильного телевидения. И в других регионах, где у нас запускаются сети 3G и 4G, будем предоставлять услугу мобильного телевидения.
Еще, например, планируем запустить музыкальный стриминговый сервис. Это будет приложение для смартфонов и планшетов. Сейчас работаем над его окончательным дизайном. Как услуга будет выглядеть, станет ясно позже, работаем с партнером, который сделает нам этот сервис под ключ.
— Почему именно музыкальный сервис?
— Важно понимать, что мы такие сервисы запускаем в партнерстве, не инвестируем большие деньги в такие истории и, как правило, идем по пути разделения доходов. Если есть партнер, который берется обеспечить необходимую музыкальную библиотеку, а от нас требуется продвижение сервиса и помощь в том, чтобы он у нас заработал, то мы не видим причин отказываться. Мы видим, что такие сервисы сегодня популярны — на Западе это Spotify, у нас — "Яндекс.Музыка". Для нас это еще и инструмент повышения лояльности абонентов.
— Сколько вы собираетесь потратить на развитие сети в ближайшие годы?
— Мы планируем запустить сети 3G и 4G по всей стране в сжатые сроки. Это потребует больших инвестиций. Нужно построить по всей стране свыше 80 тыс. базовых станций до 2018 года. Это позволит достичь паритета с основными конкурентами. Точную сумму инвестиций мы не озвучиваем, но можно сказать, что это десятки миллиардов рублей.
У нас запланирована и согласована с акционерами объемная инвестиционная программа и значительный рост CAPEX в 2015–2018 годах.
Но мы считаем, что строительство сетей обойдется нам дешевле, чем конкурентам. Во-первых, мы будем использовать более современное оборудование. Во-вторых, мы проводим тендеры на строительство на локальном уровне, потому что так мы можем достичь лучших ценовых условий и учесть специфику строительства в регионе. Это всегда было "фирменным стилем" Tele2.
Мы станем использовать как собственные, так и заемные средства для строительства сетей 3G и 4G, а также запуска новых регионов. У нас есть кредитные линии банков и финансовые программы вендоров, которые позволят полностью профинансировать план развития с запасом.
— Сколько базовых станций придется на Московский регион?
— Мы не раскрываем эти данные. Могу сказать, что придем в Москву с качественным покрытием. Мы используем самое современное оборудование и в результате получим покрытие не хуже, чем наши конкуренты при меньшем количестве базовых станций. При этом надо помнить, что конкуренты выходили на рынок с существенно меньшим количеством базовых станций, чем планируем мы.
— Кстати, про выход на рынок. На какую аудиторию вы нацелены?
— Для дискаунтера важен охват максимально большой аудитории. Наше предложение должно быть интересно всем. Нас выбирают люди, которые считают, сколько они платят за мобильную связь. Важно отметить, что в Москве сейчас только три оператора сотовой связи, и от этого люди подустали. У нас огромное количество вопросов в соцсетях: когда же вы наконец придете в Москву?
— Вы не чувствуете угрозы со стороны оператора Yota?
— Мы с интересом следим за активностью конкурентов. Но пока данный проект мы рассматриваем как один из новых тарифов "Мегафона".
— В Московском регионе вам понадобятся точки продажи SIM-карт. Нам известно, что Tele2 ведет активные переговоры с "Евросетью", которая раньше продавала ваши симки по всей стране, а потом прекратила это делать…
— Если сегодня "Евросети" выгоднее продавать "МегаФон", "Билайн" или МТС — они продают их. Продажи в "Евросети" составляли незначительную долю от общих продаж SIM-карт Tele2 по всем каналам. Прекращение сотрудничества не отразилось на наших продажах. Мы не исключаем возобновления сотрудничества с "Евросетью" в будущем при заключении договора на взаимовыгодных условиях.
Сеть "Связной" — наш важный партнер по продажам. Также существуют альтернативные каналы — например "Почта России". У нас большой совместный проект, и мы планируем расширить объем подключений через них. Мы работаем также с ритейлерами: "М.Видео", "МедиаМаркт", "Эльдорадо" и т.д. Также существует успешный пилотный проект продаж через банковскую розницу, но пока в регионах.
— Будут ли у вас собственные точки продаж в столице?
— 44% наших продаж происходит через собственную сеть салонов. Хотим довести этот показатель до 50%. Для выхода в Москву мы, конечно, будем строить собственную сеть дистрибуции. Это будут как флагманские салоны, так и стойки в торговых центрах и людных местах, где большой поток горожан. До конца 2014 года Tele2 планирует довести число супермаркетов мобильной связи до 650, а в 2015 году удвоить их текущее количество. Сколько из них в Московском регионе, мы не раскрываем.
— В этих салонах будут продавать не только SIM-карты, но и телефоны?
— Да.
— Салоны "Ростелекома" тоже будете использовать?
— По сделке с "Ростелекомом" мы получили часть их точек продаж в регионах. Они скоро будут переформатированы под бренд Tele2. При этом большую часть розницы "Ростелеком" оставил себе для распространения продуктов фиксированной связи и телевидения. Через офисы "Ростелекома" мы также планируем продавать наши SIM-карты. Плюс есть интернет-магазин — он приносит несколько процентов всех продаж. Но мы будем его развивать.
— Вы пришли в Tele2 в мае 2013 года, а в марте того же года покинули пост президента "Ростелекома". За досрочное прекращение контракта вы получили более 200 млн рублей в виде "золотого парашюта". Часть этих денег вы обещали потратить на благотворительность. Миноритарные акционеры "Ростелекома" Олег Ашурков и Виктор Савченко обратились в суд. Чуть позже к ним присоединилось Росимущество. Но недавно кассация приняла решение полностью отказать в их требованиях и подтвердила законность решения СД о выплате. Что вы собираетесь делать с этими деньгами теперь?
— Компенсация была мне выплачена в полном соответствии с трудовым договором и с решением совета директоров, что и было в итоге подтверждено решением суда.
Изначально я планировал все деньги передать на благотворительность. Из-за того, что возник иск, он "подвесил" ситуацию, не был ясен результат, я этого не мог сделать. Сейчас кассационная инстанция признала действия "Ростелекома" полностью законными. Ситуация стала более понятной, и я обратился к "Ростелекому" с предложением: я верну эти деньги ("золотой парашют". — "Известия") назад в компанию.
— Почему?
— Был принят закон, регулирующий максимальный размер выплат при расторжении договоров топ-менеджеров с госкомпаниями. Ко мне формально он не имеет отношения, закон был принят после моего ухода из "Ростелекома". Несмотря на правомерность выплаты, подтвержденной решением суда, я считаю для себя единственно верным и правильным решением в этой ситуации вернуть деньги.
У "Ростелекома" всегда была большая и качественная благотворительная программа, я надеюсь, что они используют эти деньги, в том числе и на благотворительные проекты.
Комментарии 0