Александровский собор в Бийске: памятник нашему беспамятству

05 февраля 2010, 08:17, ИА Амител

Предлагаем читателям amic.ru ознакомиться со статьей краеведа из Бийска Александра Бошкова в "Бийском рабочем": онаоб Александровском - некогда - пятиглавом соборе, возвышающемся в центре наукограда на улице Красноармейской. В этом году храму исполняется 105 лет.

В 1942 году в стенах храма Святого Александра расположился эвакуированный завод. Закончилась война, а он так здесь и остался. К стенам крепкого здания церкви, не вписываясь в ее ансамбль, стали лепиться производственные и управленческие пристройки соответствующего пролетарского цвета. Были предприняты попытки подкрасить и место, называвшееся папертью.

Лучше оно не стало

Сегодня, проезжая мимо этого "архитектурного винегрета" и видя спартанский рационализм (если не сказать - безвкусицу) послевоенных градостроителей, о многом задумываешься. Почему, например, в унисон ему (рационализму) исчезают на глазах горожан старинные домики с резной отделкой - гордость и память нашего бывшего купеческого городка - и даже местные исторические памятники? Неизбежность? Или дань все той же бездуховности? Или нашей безучастности?

А.Г. Бошков: "Как-то, проходя по бульвару Петра I (как здорово, что у нас в наукограде есть бульвар, носящий имя царя-реформатора, по чьему указу и основан город!), наблюдал такую картину: напротив храма Александра Невского (точнее, его "останков", не поддавшихся окончательному разрушению) остановился старик с окладистой седой бородой, по виду, как говорят, "донашивающий свое третье тело". Остановился и стал многократно осенять себя крестным знамением, шевеля губами. Мне стало как-то не по себе, глядя на "архитектурный винегрет" бывшего храма и молящегося старика. И я сам себе задал вопрос: почему наши отцы с уродливой идеологией так безжалостно обошлись со своей историей, разрушив, в частности, православные храмы? Пытались ликвидировать "опиум для народа"?

Но истина, правда, всегда восторжествует! И мы видим, что интерес к русской истории, к православию растет и возрождается, и это, бесспорно, отрадно.
Не зря ведь издан президентский указ в июле 1991 года о передаче культовых зданий и сооружений, изъятых в годы советской власти религиозным организациям.

В 1939 году собор был закрыт и частично разрушен, снесены четыре главы и колокольня. В декабре 1941 года в его стенах разместился эвакуированный завод "Электропечь". В алтарной части и под куполом был кузнечно-прессовый цех, а в притворе - складские помещения.

Одним своим существованием храм помог Отечеству выиграть кровопролитную войну.

Вопрос о восстановлении храма-памятника поднимался не раз перед администрацией города как горожанами, так и священно­служителями. Любопытно напомнить, что еще 19 февраля 1990 года в педучилище прошло собрание художественно-графического отделения после посещения Александровского храма. Выступающие на собрании отмечали:

"Мы видели молящие лица святых, казалось, все они обращались к нам с просьбой помочь избавиться и от гнетущего скрежета железа, и от той страшной грязи, которой окружены их лики". Собравшиеся единодушно приняли обращение к молодежи города, к горкому КПСС и горисполкому, руководству завода "Электропечь": дать возможность приступить к реставрационным работам по расчистке храма. Собрание даже предложило открыть благотворительный счет на восстановление храма, всего 123 подписи (см. "Бийский рабочий" от 14 марта 1990 года). Отклики на статью "Дорога мимо храма" злободневны и по сей день, поэтому напомним еще некоторые публикации. Учитель музыки М. Каратаева писала: "Когда прохожу мимо храма, сердце сжимается. Люди! Как же это может быть? Неужели мы так невежественны, так черствы духом, так слепы?! Можно все исправить, спасти. У руководства города должна болеть душа за такие вещи".

Она также вносила предложение открыть счет на восстановление храма. С подобным предложением обращался к руководству города и читатель "Бийского рабочего"  Н.В. Наклицкий. "Даже и теперь его (храм) не поздно восстановить. Жаль, что городские власти, работники культуры не поддержат предложение сохранить этот памятник", - сожалеет некто "крещеная в свое время в храме" (такая подпись в газете).
А вот что думает Т.Галкина, рабочая "Сибприбормаша": "Я - за спасение храма! Но что я могу?! Но если взяться всем миром!"

Александр Георгиевич Бошков предлагает: "Да, непросто освободить здание храма, но можно - есть опыт в европейской части России. В городе много предпринимателей, состоятельных людей, которым должна быть дорога историческая память и которые, имея средства, могли бы ускорить восстановление храма. Возьмите пример со своих предков - предпринима­телей, бийских купцов Морозовых, Васенева, Сычева, Бодунова и других. Помогите городу восстановить его исторический облик, и ваши имена навечно войдут в историю, а горожане будут непомерно благодарны вам!

Вопрос об отчуждении территории храма от завода наверняка при желании сторон можно решить с руководством города. Пора вернуть храм его законному владельцу - Церкви. Восстановленный храм Александра Невского на бульваре Петра I, где проходят массовые гулянья и торжества горожан, безусловно, будет украшать город и послужит духовному возрождению бийчан.

Храм, о котором идет речь, был торжественно освящен 9 октября 1905 года епископом Бийским преосвященнейшим Иннокентием во имя Святого и благоверного князя Александра Невского. Собор имел кроме главного еще два придела: во имя Казанской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского.

Из статьи "Дорога мимо храма" ("БР" от 17 февраля 1990г.):
Разве можно полнокровно жить без памяти? Кто-то сказал верно: "Ищите не новое, а вечное".
За сиюминутными заботами мы забыли о коренной проблеме бытия - о культуре. А значит, неизбежно стали мельчать в нравственном, духовном и социальном отношениях. И нынешний разлад экономики, наше неумение договориться между собой - не результат ли упадка культуры, которая если не разрушена молотом, то убита словом, если не снесена подчистую, то затоплена рукотворным водохранилищем?!

Не так уж много в нашем городе мест, хранящих память предков. Культуры. Красоты. Духовной силы. Один за другим, как снайперскими выстрелами, сносятся домики и дома, хранившие память о поэте И. Мухачеве, о художнике М. Черемных, друге В. Маяковского.
Кто знает теперь, где останавливался в Бийске латвийский писатель Вилис Лацис? Где жили Галина Николаева и Мария Халфина? Какой дом связан с пребыванием в нашем городе академика Обручева и писателя Новикова-Прибоя? Если покопаться в музее, можно найти. Это - сегодня. А завтра?
Мы свыклись с утверждением, что дети за отцов не отвечают. Но, думаю, именно в этих случаях отвечать за бездумные поступки наших дедов и отцов стоит.
Нельзя оставлять детям бывшую церковь в нынешнем состоянии, потому что это - памятник нашему злому прошлому, нашему беспамятству.
"Храм оставленный - все храм…"! Пусть там тянутся ржавые трубы и натужно шумят станки, пусть закрашивают иконы. Невозмутимые лики святых терпеливо взирают вокруг - современная ядовитая краска бессильна перед вечной истиной духа.
А пока храм содрогается, медленно разрушается. Рушится не только здание, paзрушается история Отечества.
Можно посадить дерево, со временем оно вырастет и окрепнет, а вот памятник культуры невосстановим. И если он разрушается, он уходит навечно. А с ним разрушаемся и мы…

Антонина Панфилова

Фото из архивов Музея

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров