Алтайские археологи открыли могилу молодой женщины времен каменного века, на которой были серьги, похожие на оловянные.
05 октября 2000, 16:38, ИА Амител
Возле села Рассказиха Первомайского района археологи Алтайского госуниверситета, проводившие раскопки захоронения времен каменного века, открыли могилу молодой женщины, на которой были серьги, похожие на оловянные. Эта находка ломает все представления ученых о том, когда же на территории верхней Оби состоялось знакомство древнейших людей с металлом.
По словам начальника экспедиции Михаила Абдулганеева, это захоронение, открытое в 1995 году Дмитрием Пугачевым, археологи причисляют к пяти редчайшим в Алтайском крае. Он также сообщил, что металл в этом районе встречается достаточно редко. (Местность расположена далеко от залегания руд, поэтому в могильники медно-каменного века металлических предметов не клали, - обычно там находят вещи, изготовленные из кости и камня).
Первые же исследования антрополога Светланы Тур показали, что найденные остатки принадлежали девушке или молодой женщине примерно 16-летнего возраста. Монголоидный тип строения черепа позволяет отнести ее к коренному населению Сибири. Не исключено, что ее родственниками были предки нынешних западносибирских народов - шорцев, кумандинцев, хантов.
Какой металл использован при изготовлении этих сережек - алтайский или привозной, еще предстоит узнать. Если анализ покажет, что они местного производства, вполне вероятно, что их изготовили переселенцы. Если металл привозной, это означает, что коренным жителям тоже было чем поделиться в приемах обработки металла.
Найденные в той же могиле два керамических сосуда, по словам М. Абдулганеева, позволяют предположить, что обряд погребения относится к эпохе бронзы. Но не к концу третьего тысячелетия до нашей эры, а лет на пятьсот раньше. Металлические серьги были найдены лишь в одной из 20 исследованных могил. Это означает, что с металлом в то время древние сибиряки только начинали знакомиться.
То, что жители этой местности во времена позднего неолита-энеолита были охотниками и рыболовами, подтверждают каменные крячки и наконечники стрел, костяные накладки для луков. В том, что мно гие сломаны, нет ничего удивительного, пояснил М. Абдулганеев. Оказывается, у многих народов было представление о том, что умерший человек, переходя в потусторонний мир, "ломается", значит, и вещи, которыми он "там" будет пользоваться, тоже должны быть сломанными. А при переходе в другой мир и человек, и вещи становятся "целыми". Об этом сообщает "АиФ на Алтае".
Любопытно, что одежда, в которой наши предки хоронили своих умерших, в украшениях имеет некоторое сходство с одеждой североамериканских индейцев. Отделкой из раковин и зубов животных удивляли одежда и обувь погребенных.
Комментарии 0