Алтайский край будет бороться за размещение на его территории ОЭЗ промышленного типа
Интервью с вице-губернатором Виталием Ряпловым
07 сентября 2007, 15:16, ИА Амител
Рост индекса промышленного производства, доли прибыльных предприятий, среднемесячной заработной платы и иных показателей деятельности предприятий в сфере промышленного производства, которые наблюдаются в Алтайском крае на протяжении 2006 - 2007 годов, позволяют говорить о том, что положительные тенденции в промышленности региона приобрели системный характер.
Так, только по итогам семи месяцев текущего года индекс промышленного производства (ИПП) составил 108,1% против 104,2% за аналогичный период 2006 года. О том, как обстоят дела на сегодняшний день в промышленной сфере региона, корреспонденту REGNUM-Алтай рассказал заместитель главы администрации края Виталий Ряполов.
ИА REGNUM: Виталий Андреевич, основной показатель работы промышленности - индекс промышленного производства. В 2006 году он составлял 105,4%, 2005 год - всего 94,9%. Как обстоит ситуация в сфере промышленности по итогам восьми месяцев?
- Позвольте сделать небольшое уточнение. ИПП за 2006 год составил не 105,4%, а 110,3%. Эта цифра вырисовалась после подведения Алтайкрайстатом окончательных итогов работы предприятий края в 2006 г. (данные были опубликованы 17 августа 2007 г.).
Что касается итогов восьми месяцев текущего года, то о них мы узнаем, наверное, только к концу следующей недели. Но оперативные данные предприятий говорят о том, что те результаты, которые мы имели за январь - июль, сохранятся и за январь-август. Причем ИПП, наверное, будет выше 108,1%, зарегистрированных по итогам семи месяцев. Этот показатель выше, чем по Сибирскому Федеральному округу (СФО) и России. И есть уверенность, что темпы, которые набрали по промышленному производству в 2006 году и за истекший период 2007 г., будут сохранены.
ИА REGNUM: В сентябре 2005 года, когда Александр Карлин только вступил в должность главы администрации края, на одном из совещаний с промышленниками региона он заявил, что состояние промышленности требует принятия серьезных управленческих решений. В каком направлении работала новая команда администрации Алтайского края и что предстоит еще сделать?
- Администрацией края совместно с Союзом промышленников Алтая, наукой Алтая был разработан и реализован комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий для развития промышленности региона. Об этих мерах неоднократно рассказывали в средствах массовой информации первый заместитель главы администрации края Сергей Локтев и я - начальник управления Алтайского края по промышленности и энергетике, а ныне заместитель главы администрации края. Но сегодня я еще раз хочу сказать, что квинтэссенцией всего комплекса мер явилось и является реализация краевой целевой программы "Развитие промышленного производства в Алтайском крае" на 2006-2008 гг.".
Если сравнивать полученные в 2006 году результаты с теми, что мы планируем достичь в ходе реализации программы, то их можно оценивать как достаточно высокие. В минувшем году нам удалось освоить практически все бюджетные средства, выделенные на реализацию программы. Думаю, что логичным продолжением этой работы станет разработка краевой целевой программы развития промышленного производства на следующий период времени, а также разработка Энергетической стратегии края, принятие краевой целевой программы "Энергоэффективность и энергобезопасность края". Все это в комплексе позволит и в дальнейшем успешно работать на достижение конечной цели - повышение благосостояния нашего родного края.
ИА REGNUM: В рамках широкомасштабного обсуждения разработки Стратегии развития Алтайского края до 2025 года уже отмечалось, что в регионе есть практически все необходимые ресурсы и предпосылки для создания машиностроительного, агропромышленного и фармацевтического кластеров. Что станет базой для формирования машиностроительного?
- Фактически на сегодняшний день в машиностроительном комплексе Алтайского края уже имеется целый ряд промышленных кластеров. Это создание и производство семейства конкурентоспособных дизельных двигателей самого различного спектра применения и топливоподающих систем к ним. Ведущими предприятиями являются ОАО ПО "Алтайский моторный завод" и ОАО ХК "Барнаултрансмаш"; участниками кооперативного производства - ОАО "АЗА", ООО ПК "АЗПИ", ООО "АЗТА", ЗАО "ЗАЛ", ОАО "Барнаульский кузнечнопрессовый завод".
Еще одним наработанным направлением является создание высокоэффективных автономных энергетических установок и организация их производства. Головные организации: ОАО ХК "Барнаултрансмаш", ОАО "Энергомашкорпорация", ОАО "АСМ-Запчасть", ОАО "Бийский котельный завод". Участником кооперационного производства выступает ОАО "Алтайгазпром".
И, наконец, хорошим примером взаимодействия машиностроительных предприятий края можно считать работу по созданию новых и модернизации существующих грузовых железнодорожных транспортных средств. Основное предприятие здесь, конечно же, ОАО "Алтайвагон", участники кооперации - ОАО "Барнаульский ВРЗ", ОАО "Энергомашкорпорация", ОАО ПО "Алтайский моторный завод", ОАО "АЗА", ООО "Барнаульский завод кузнечно-прессового оборудования", ОАО "Боровлянский завод "Лесхозмаш".
Перечисляя предприятия, задействованные в осуществлении перспективных экономических проектов, нельзя забывать о научном сопровождении, которое осуществляет АлтГТУ им. Ползунова, обладающий квалифицированными специалистами своего дела и широким спектром разработок в промышленной сфере.
Так что, помимо ресурсов и предпосылок для дальнейшего развития кооперации промышленных предприятий в форме кластеров, у нас на Алтае имеется серьезный опыт в этой области и реально действующие производства. Другое дело, что необходимо более активно применять этот опыт в остальных отраслях промышленности края.
ИА REGNUM: Намерен ли Алтайский край вновь претендовать на создание ОЭЗ промышленно-производственного типа? Где было бы логичнее разместить такую ОЭЗ?
- В рамках реализуемой федеральным центром политики построения в России развитой рыночной экономики, в том числе придания большего импульса развитию предпринимательского сектора, огромное внимание уделяется расширению доли участия частного коммерческого бизнеса в отраслях глубокой промышленной переработки с использованием современных технологических процессов и привлечением НАНО-технологий. Результатом данной целенаправленной работы стал федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2006 г. №116-ФЗ. Заложенные федеральным законом параметры свободных экономических зон, а именно территориальные ограничения, права собственности на землю, сроки работы резидентов зоны, особое налогообложение, говорят о желании государства способствовать приходу частного бизнеса в сферу высокотехнологичного промышленного производства.
Учитывая явную ориентацию ФЗ-116 на придание статуса промышленно-производственных свободных экономических зон тем территориям, где уже существуют и развиваются производства как минимум с 4-5-м технологическим укладом (а это, как правило, предприятия химических, нефтехимических и радиоэлектронных отраслей), логичным стало бы размещение подобной зоны в г. Бийске. Предприятия, находящиеся там, по своему технологическому уровню наиболее соответствуют требованиям закона и смыслу современной экономической политики в промышленной сфере. У нас есть и другие наработки.
В случае проведения министерством экономического развития и торговли РФ повторного конкурса по созданию промышленно-производственной зоны на территории России, администрация Алтайского края с учетом полученного опыта подготовки необходимого пакета документов, несомненно, будет бороться за право разместить на Алтае подобную зону. И мы к этому готовимся.
ИА REGNUM: Можно ли сегодня с уверенностью говорить о том, что кризис в промышленности Алтайского края преодолен?
- В общем и в целом говорить о выходе из кризиса можно. Это подтверждается приведенными выше цифрами. Если брать какие-то отдельные предприятия: одни работают лучше, другие по ряду причин - хуже. Есть и проблемные, но они находятся на контроле краевых властей. Это касается, в частности, предприятий Рубцовской зоны и "Алтайхимпрома" (г. Яровое). Проблемы наблюдаются и в оборонно-промышленном комплексе.
Но многие предприятия на сегодняшний день не только преодолели кризис 90-х годов прошлого века, но за счет освоения новых видов продукции и внедрения новых технологий достигают определенных положительных показателей, которые сравнимы с теми, что были до развала Советского Союза, а по некоторым - даже намного превзошли их. В качестве примера приведу ОАО "Кучуксульфат", здесь реализуется такой значимый проект как "Реконструкция отделения выпаривания цеха сульфата натрия", ЗАО БМК "Меланжист Алтая" (расширение швейной фабрики) и ООО "Алтай-Форест" (организация производства высококачественной древесностружечной плиты из отходов, образующихся в процессе лесоустроительных работ). Эффективность использования бюджетных средств только по проекту Кучуксульфата составила 8 рублей отдачи в виде увеличения налоговых поступлений на каждый вложенный нами рубль.
Биографическая справка:
Ряполов Виталий Андреевич родился 16 марта 1950 года в селе Петропавловское Алтайского края. В 1967 году окончил с отличием Петропавловскую среднюю школу.
Виталий Ряполов окончил Алтайский политехнический институт имени И.И. Ползунова в 1972 году по специальности "инженер-механик", в 1988 году - "организатор управления производством".
Трудовой путь начал в 1972 году инженером-конструктором. На "Алтайском вагоностроительном заводе" (Новоалтайск) Виталий Ряполов работал с ноября 1972 года. Прошел путь от мастера участка до генерального директора этого крупнейшего машиностроительного предприятия. В разное время занимал должности начальника цеха, начальника отдела, главного инженера. С ноября 1990 года - директор этого предприятия.
В сентябре 1991 года, с образованием Алтайского производственного объединения вагоностроения, стал генеральным директором этого объединения (с ноября 1992 года - ОАО "Алтайвагон").
Кандидат технических наук, доцент.
Виталий Ряполов является заслуженным машиностроителем Российской Федерации. Ему присвоены звания "Почетный работник Минтяжмаша СССР" (1991 г.), "Почетный железнодорожник РФ" (2000 г.), "Почетный работник промышленного транспорта РФ" (2005 г.).
Награжден орденом "Почета" (1999 г.), орденом "Сергия Радонежского III степени" (1999 г.), международной наградой "Золотой Меркурий" (2003 г.).
До января 2006 года занимал должность технического директора ОАО "Алтайвагон". С января 2006 года - начальник управления Алтайского края по промышленности и энергетике. В апреле 2007 года назначен заместителем главы админстрации края.
Комментарии 0