Алтайский Роспотребнадзор разъяснил, что делать при навязывании дополнительных услуг
25 сентября 2014, 08:48, ИА Амител
Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю дало официальные разъяснения, что делать покупателям при навязывании дополнительных услуг. Как пояснили в пресс-службе ведомства, при покупке сложнотехнических товаров одним из критериев, определяющих предпочтение покупателей той или иной модели или модификации товара, является не только класс энергоэффективности, ремонтопригодности, страна-изготовитель, страна, где было собрано изделие и т.д., но и их гарантийный срок.
Чем больше гарантийный срок, тем большим предпочтением может пользоваться у покупателя аналогичный товар по отношению к другим товарам с такими же характеристиками, так как согласно п. 1 ст. 19 Закона Российской Федерации от 07.02.92 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон), в случае обнаружения в товаре недостатков можно предъявить требования к продавцу в течение гарантийного срока (например, безвозмездный ремонт, замена товара или возврат уплаченной суммы).
Правом устанавливать период гарантийного срока, согласно действующему законодательству, обладает изготовитель товара. Однако продавец вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство).
Содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяется договором между потребителем и продавцом. Продавец может воспользоваться своим правом увеличения длительности гарантийного срока, если сочтет, что затраты, обусловленные этим, будут компенсироваться за счет увеличения оборота, что, в свою очередь, будет повышением уверенности потребителя в качестве товара и соответствующего спроса на этот товар.
В основном этими нормами пользуются крупные сетевые торговые предприятия. Однако принимая на себя "повышенные" обязательства, они, как правило, не забывают про собственную выгоду.
Стоит ли брать дополнительную гарантию?
Во-первых, эти обязательства они облекают в письменную форму договора, чаще всего называя его сертификатом добровольного сервиса.
Во-вторых, данная программа является для покупателя возмездной. Причем стоимость сертификата зачастую зависит от стоимости товара.
В-третьих, как правило, начало действия программы дополнительного сервисного обслуживания совпадает с датой продажи товара, т.е. с началом периода гарантийного срока, установленного изготовителем.
В-четвертых, перечень взятых продавцом на себя обязательств по сравнению с обязательствами, которые предусмотрены Законом, весьма ограничен. И, как правило, заключается в чистке, настройке, диагностике и безвозмездном устранении обнаруженных недостатков товаров. А вот такие права, как замена недоброкачественного товара или возврат уплаченной за него суммы в сертификатах, как правило, отсутствуют.
Продавец, предлагая приобрести так называемую ПДС (программу дополнительного сервиса), руководствуется нормами гражданского кодекса Российской Федерации, согласно ст. 1 которого граждане (физические лица) приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Т.е. приобретение ПДС может быть исключительно на добровольной основе, так как на защите потребительских прав, в данном случае, имеется норма ст. 16 Закона, согласно которой запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
Подчеркиваем, что, несмотря на настойчивые призывы или даже требования продавца-консультанта купить данный сертификат, потребитель вправе сам решать, нужен ли ему дополнительный сервис на приобретаемый товар, или он ограничится гарантией производителя. Отказать в продаже любого товара без допсервиса продавец не имеет права!
Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его прав на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом в полном объеме.
Можно вернуть деньги?
По своей сути ПДС является письменной формой договора. В соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, а, в случае, если требование исходит от одной из сторон, договор может быть изменен или расторгнут по решению суда.
Однако допускается односторонний отказ от исполнения по соглашению сторон. При этом сумма, подлежащая возврату, определяется судом или соглашением сторон.
Таким образом, если Вы желаете расторгнуть договор ПДС, то в адрес продавца необходимо направить письменное уведомление – претензию. В случае отказа продавца в добровольном порядке удовлетворить претензию, Вы вправе обратиться в суд.
Согласно ст. 17 Закона иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
"Уважаемые потребители! При покупке любых товаров взвешенно подходите к приобретению любых дополнительных услуг, а также обращайте внимание на сумму и позиции в кассовом чеке – некоторые недобросовестные продавцы могут включить дополнительный сервис в ваш счет без предупреждения (хотя это и незаконно)", - подчеркнули в Роспотребнадзоре.
+++
Уважаемые потребители! При нарушении ваших прав вы можете обратиться в Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г. Барнауле и в территориальные отделы Управления в городах и районах Алтайского края. Адрес Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю: г. Барнаул, ул. М. Горького, 28, тел. 8 (3852) 66-54-27 многоканальный. Также вы можете отправить сообщение на сайт Управления (http://22.rospotrebnadzor.ru).
Чем больше гарантийный срок, тем большим предпочтением может пользоваться у покупателя аналогичный товар по отношению к другим товарам с такими же характеристиками, так как согласно п. 1 ст. 19 Закона Российской Федерации от 07.02.92 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон), в случае обнаружения в товаре недостатков можно предъявить требования к продавцу в течение гарантийного срока (например, безвозмездный ремонт, замена товара или возврат уплаченной суммы).
Правом устанавливать период гарантийного срока, согласно действующему законодательству, обладает изготовитель товара. Однако продавец вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство).
Содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяется договором между потребителем и продавцом. Продавец может воспользоваться своим правом увеличения длительности гарантийного срока, если сочтет, что затраты, обусловленные этим, будут компенсироваться за счет увеличения оборота, что, в свою очередь, будет повышением уверенности потребителя в качестве товара и соответствующего спроса на этот товар.
В основном этими нормами пользуются крупные сетевые торговые предприятия. Однако принимая на себя "повышенные" обязательства, они, как правило, не забывают про собственную выгоду.
Стоит ли брать дополнительную гарантию?
Во-первых, эти обязательства они облекают в письменную форму договора, чаще всего называя его сертификатом добровольного сервиса.
Во-вторых, данная программа является для покупателя возмездной. Причем стоимость сертификата зачастую зависит от стоимости товара.
В-третьих, как правило, начало действия программы дополнительного сервисного обслуживания совпадает с датой продажи товара, т.е. с началом периода гарантийного срока, установленного изготовителем.
В-четвертых, перечень взятых продавцом на себя обязательств по сравнению с обязательствами, которые предусмотрены Законом, весьма ограничен. И, как правило, заключается в чистке, настройке, диагностике и безвозмездном устранении обнаруженных недостатков товаров. А вот такие права, как замена недоброкачественного товара или возврат уплаченной за него суммы в сертификатах, как правило, отсутствуют.
Продавец, предлагая приобрести так называемую ПДС (программу дополнительного сервиса), руководствуется нормами гражданского кодекса Российской Федерации, согласно ст. 1 которого граждане (физические лица) приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Т.е. приобретение ПДС может быть исключительно на добровольной основе, так как на защите потребительских прав, в данном случае, имеется норма ст. 16 Закона, согласно которой запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
Подчеркиваем, что, несмотря на настойчивые призывы или даже требования продавца-консультанта купить данный сертификат, потребитель вправе сам решать, нужен ли ему дополнительный сервис на приобретаемый товар, или он ограничится гарантией производителя. Отказать в продаже любого товара без допсервиса продавец не имеет права!
Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его прав на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом в полном объеме.
Можно вернуть деньги?
По своей сути ПДС является письменной формой договора. В соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, а, в случае, если требование исходит от одной из сторон, договор может быть изменен или расторгнут по решению суда.
Однако допускается односторонний отказ от исполнения по соглашению сторон. При этом сумма, подлежащая возврату, определяется судом или соглашением сторон.
Таким образом, если Вы желаете расторгнуть договор ПДС, то в адрес продавца необходимо направить письменное уведомление – претензию. В случае отказа продавца в добровольном порядке удовлетворить претензию, Вы вправе обратиться в суд.
Согласно ст. 17 Закона иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
"Уважаемые потребители! При покупке любых товаров взвешенно подходите к приобретению любых дополнительных услуг, а также обращайте внимание на сумму и позиции в кассовом чеке – некоторые недобросовестные продавцы могут включить дополнительный сервис в ваш счет без предупреждения (хотя это и незаконно)", - подчеркнули в Роспотребнадзоре.
+++
Уважаемые потребители! При нарушении ваших прав вы можете обратиться в Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г. Барнауле и в территориальные отделы Управления в городах и районах Алтайского края. Адрес Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю: г. Барнаул, ул. М. Горького, 28, тел. 8 (3852) 66-54-27 многоканальный. Также вы можете отправить сообщение на сайт Управления (http://22.rospotrebnadzor.ru).
Комментарии 0