Алтайский сенатор Сергей Белоусов: в системе госзакупок появится институт независимой экспертизы
02 апреля 2013, 16:08, ИА Амител
1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
О законе, одобренном Советом Федерации рассказывает сенатор Сергей Белоусов:
Этот Федеральный закон, по сути, идёт на смену Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Несмотря на ту критику, которая есть и появляется в адрес 94-ФЗ, нужно признать, что всё же за последние несколько лет наша страна проделала огромный путь в совершенствовании и законодательства, и технологий, и процедур закупок. Удалось создать единую правовую, экономическую, технологическую среду, в которой сегодня, в стране, более двухсот тысяч государственных заказчиков размещают заказы на сумму более 5 триллионов рублей в год, несколько сотен тысяч российских компаний имеют возможность получить такие заказы. Практика же, как главный критерий теории, в процессе применения закона выявила и серьёзные проблемы. Решение этих проблем виделось в узости законодательного регулирования, что побудило Федеральных законодателей разработать новый закон. Сам текст закона довольно большой и он, вероятно, в течение времени, вскроет некоторые недостатки и потребует дальнейшего совершенствования. Сообщу о некоторых инновациях, не всегда бесспорных, не всегда устраивающих все стороны договорных - контрактных отношений, но, безусловно, призванных минимизировать коррупциогенную составляющую и, как следствие, повысить качество всех предусмотренных услуг, работ, иных действий.
Вводится обязательное для всех государственных заказчиков, муниципальных заказчиков трёхлетнее планирование закупок, а планы-графики подлежат обязательному опубликованию на официальном сайте. Возможно, это и не вполне удобно для заказчика, но общественность получит возможность обжаловать действия заказчика, и уверен, не останется возможности для закупки дорогих автомобилей и других товаров с повышенными, с избыточными характеристиками.
Появятся сотрудники контрактной службы, которые будут нести прямую ответственность за результативность закупок, при этом они получат дополнительные возможности в плане управления контрактными рисками.
Расширяются способы проведения торгов для нахождения оптимальной процедуры отбора поставщиков для различных видов закупочных ситуаций. К ныне действующим трём основным процедурам — аукциону, электронному конкурс и запросу котировок, например, вводится конкурс предквалификации, то есть так называемый конкурс с ограниченным участием для сложных товаров и работ, преимущественно в сфере строительства, другие нововведения.
Появились очень серьезные антидемпинговые меры. Федеральным законом установлено 5 методов определения заказчиком начальной (максимальной) цены контракта: нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный, метод сопоставимых розничных цен. А при снижении цены контракта более чем на 25 процентов участник должен будет предоставить конкурсной комиссии соответствующие обоснования и расчёты, а в случае строительства — обязательное заключение саморегулируемой организации. То есть, по сути, вводится институт независимой экспертизы, который должен существенно повысить качество принимаемых решений. Кроме того, при строительстве проектно-сметная документация должна быть согласована и утверждена в установленном законом порядке.
Предусматривается возможность одностороннего расторжения контракта. Это процедура, которая сегодня действующим законом не предусмотрена, и государственные заказчики вынуждены годами расторгать контракты в тех случаях, когда контрагент не выполняет свои обязательства.
Под особым контролем будут проходить закупки касающиеся здравоохранения.
Как было сказано выше, закон вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Комментарии 0