Алтайский юрист прокомментировал закон об "иностранных агентах"
01 августа 2012, 16:50, ИА Амител
Заведующий кафедрой конституционного и международного права юридического факультета АлтГУ, профессор, доктор юридических наук Валерий Невинский выступил с комментарием по поводу закона об "иностранных агентах". Его разметил на своем сайте "Политсиб.Ру".
Напомним, что 21 ноября вступает в силу Федеральный закон от 20 июля №121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части регулирования деятельности некоммерческих организаций (НКО), выполняющих функции иностранных агентов". Он вносит изменения в пять федеральных законов, повышающих ответственность политически ориентированных НКО, в том числе получающих финансовую и материальную помощь из-за рубежа.
- Некоммерческие организации – это такие организации граждан, которые не имеют в качестве основной цели получение прибыли и не делят возможную прибыль между своими членами. В настоящее время на территории России функционируют около 230 тыс. некоммерческих организаций, из них, по некоторым данным, около 30% бездействуют. Политически ориентированные НКО занимают небольшую долю среди всех зарегистрированных НКО (называют цифры 20 тыс. или несколько десятков тысяч НКО).
Важное значение имеют изменения собственно федерального закона о некоммерческих организациях от 12 января 1996 года, которые конкретизируют статус НКО, осуществляющих политическую деятельность и при этом использующие финансовые и другие материальные ресурсы из-за рубежа (по оценкам экспертов, из-за рубежа поступает в последнее время 70% средств от фондов иностранных государств, около 20% от транснациональных корпораций и чуть более 10 % от частных иностранных лиц).В связи с этим интересно отметить, что при обсуждении вопроса о терминологии к данному закону некоторые депутаты от ЛДПР предлагали назвать такие НКО "международными агентами", другие – "НКО, получающими поддержку от иностранных источников". Но в целом, кроме депутатов от "Справедливой России", остальные проголосовали за закон почти единогласно. Не думаю, что в использовании термина "иностранный агент" нужно искать какой-то шпионский подтекст. Ведь говорим же мы о страховом агенте, "агентском договоре".
Следует иметь в виду, что из 12 видов НКО пять выведены из-под действия закона, также как и указаны сферы деятельности, на которые новый закон не распространяется (наука, искусство, поддержка и защита прав граждан, благотворительность, здравоохранение, охрана окружающей среды).
Суть закона в том, что те НКО, которые занимаются политической деятельностью, должны проходить более строгую процедуру для контроля их деятельности, передвижения их финансовых ресурсов, в отличие от остальных некоммерческих организаций. Так, теперь они должны добровольно подавать заявление в органы юстиции (в нашем регионе это Управление Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю) для включения НКО в специальный реестр (реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента); указывать в издаваемых и распространяемых ими материалах политического характера, что они изданы и распространяются НКО, имеющей соответствующий статус; осуществлять отдельный учет доходов (расходов); ежеквартально предоставлять документы о целях расходования денежных средств.
Предусмотрены и санкции в отношении НКО, их руководителей и членов в случае злостного нарушения предусмотренных уголовно-правовых предписаний. Например, если НКО злостно не предоставляет документы для включения в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, то предусматриваются штрафные санкции, исправительно-принудительные работы, вплоть до лишения свободы. Если это сопряжено с более серьезными нарушениями, то возможно применение и более жестких санкций. Хотя я думаю, что в российских реалиях не дойдет до применения таких жестких мер.
Общеизвестно, что повышенный уровень контроля за деятельностью общественных объединений, получающих финансовую поддержку из-за рубежа, существует и в других странах, в том числе признаваемых вполне демократическими. Например, в США с 1938 года действует так называемый "местный закон об иностранных агентах". Российские новеллы не направлены на закрытие либо на установление жестких препонов на пути создания новых НКО. Я считаю, что отдельные предписания закона, в частности об определении признаков политической деятельности, процедурных вопросов учета деятельности НКО, возможно, будут в дальнейшем усовершенствованы.
Комментарии 0