Алтайский журналист Сергей Тепляков пишет книги в "стиле Дарьи Донцовой", но с откровенными сценами

26 марта 2012, 14:33, ИА Амител

Корреспондент afisha.amic.ru Сергей Стаканов написал рецензию на книги алтайского журналиста Сергея Теплякова. Предлагаем читателям ИА "Амител" с ней ознакомиться.

Сергей Тепляков. Двуллер. Книга о ненависти. Барнаул, 2011, 260 с.; Двуллер-2: Коля-Николай. Книга о любви, Барнаул, 2011, 240 с.; Двуллер-3. Книга о смысле жизни, 2012, 258 с.

Всего за год Сергей Тепляков из известного журналиста-газетчика с 25-летним стажем стал автором ни много ни мало семи полновесных книг разных жанров. От нон-фикшна "Век Наполеона" и исторической love-story "Бородино" до детективных романов серии "Двуллер", которых пока три. О них и пойдет речь.

Тепляковские "Двуллеры" (каламбурное производное от "триллеров"; говорят, придумано до Теплякова) один от другого отличаются существенно. Первый называется просто "Книга о ненависти", второй, "Коля-Николай", именуется "Книгой о любви". В первом излагается история кровавой мести, которую 10 лет спустя после убийства отца вершит его дочь. Во втором – история жизни неудачника, вольно или невольно губящего и себя, и своих близких… В третьем – о мрачных аспектах современных отношений оцов и детей… Но и тот, и другой, и третий конечно относятся к жанру pulp-fiction. Попросту – массовой литературе, ее детективно-криминальному сегменту (с элементами "бытовухи"). Вроде Донцовой, Дашковой и т.п. Хотя с существеннейшими отличиями от них.

У Теплякова, в отличии, от названных писательниц, сосредоточенных на чистой развлекаловке, есть миссия. "Двуллеры" отнесены им к серии "Про нашу жизнь". В аннотации прямо сказано "это рассказы о маленьких людях и их больших проблемах". Автор как бы стоит на позициях этакого жесткого реализма, предполагающих особое внимание к теневой стороне нашего бытия. Однако реализм этот не покидает территории газетной полосы и книжек для поездного чтения. Нам предлагаются до боли знакомые по криминальным и прочим сериалам сюжеты, мотивировки поступков героев и их психологические портреты. Действуют тут преимущественно плохие и хорошие менты, уголовники, да еще и отважные журналисты (сквозной герой всех трех романов, Бесчетнов). Плюс совсем уж малопрописанная массовка. Автор, видно, и сам не замечает, как принижает своих "простых" героев, приписывая им преимущественно банальные психологические черты, делая речи и поступки стопроцентно предсказуемыми… "Как в жизни". В нашей якобы жизни.

А "наша жизнь" естественным образом сводится здесь к полудюжине сюжетов, относящихся к разряду бродячих – про Великую Месть, или Вечную Любовь… Хватает тут и Предательств, и Подвигов (вот именно, с большой буквы).

Вполне адекватен описываемому авторский стиль. Тепляков пишет очень профессионально, он композиционно грамотен и в этом (как и во многом другом, о чем я еще скажу) даст сто очков вперед большинству местных литераторов. Кроме того, читатель просто не сможет пройти мимо таких откровенных описаний сексуальных сцен и сцен насилия, которых ожидаешь скорее увидеть в ироничной прозе а-ля Владимир Сорокин. Но тут все всерьез. Например, героиня "Книги о ненависти" (кстати – журналистка), убивая одного за другим милиционеров, виновных в гибели ее отца, заманивает двоих негодяев в укромные апартаменты. Где сначала занимается сексом с обоими (причем одновременно), а затем, застрелив одного, заставляет второго заниматься тем же с еще не успевшим остыть телом… Хотел было процитировать, да рука не поднимается, интересующихся отсылаю, например, к 167 странице… Брр! У Донцовой такого мы точно не прочтем.

            Зато могли читать и читали в массовой литературе 90-х. У таких литгероев того времени как Виктор Доценко или Александр Бушков. С последним Теплякова роднит и интерес к истории – автор многочисленных "Пираний" и "Бешеных" последние годы пишет преимущественно о тайных смыслах и закулисных силах исторического процесса. Те книги были реакцией на тяжелую депрессию, охватившую тогда наше общество, прежде всего интеллигенцию. Победить своих врагов униженные и оскорбленные могли исключительно на страницах боевиков, причем сделать это с особым цинизмом, понаслаждавшись долгой агонией всесильных "в реале" "хозяев жизни"… Сменились векторы общественного развития – сменились и психотерапевты, настало время "иронических детективов" и т.п.

            Что заставляет Теплякова возрождать забытые мотивы? То есть, заниматься довольно абсурдной вещью – сочинением некоммерческого pulp-fiction?

            Я склонен думать, что пока это – проба пера. Огромная работоспособность Теплякова (каждая из книг написана им всего за 10 дней – то есть, по печатному листу и более в день), его целеустремленность и несомненная даровитость рано или поздно подскажут ему путь в более перспективные в коммерческом смысле стороны. Еще один важный штрих – все "Двуллеры" опубликованы и в электронном виде, то есть, выставлены на специализированных сайтах, где их можно купить незадорого (искренне рекомендую желающим так и сделать).  Третий "Двуллер" и вовсе существует пока толко в таком виде. Подобное даже в голову не могло придти представителям замкнувшегося на себя мирка местных прозаиков (преимущественно самовлюбленных и пафосных графоманов). Среди их трудов реальныесочинения Теплякова, несомненно, стоят наособицу. И уже это – отлично.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров